Вензель имени

Вензель имени

Среди русских монет XVIII в. хорошо известна пробная медная монета 10-копеечного достоинства, отчеканенная в 1726 г., т. е. в царствование Екатерины I, когда вся власть в стране была фактически сосредоточена в руках А. Д. Меншикова. Появление этой монеты было несомненно связано с одним из многих проектов, разрабатывавшихся в то время и имевших целью, во-первых, пополнение казны за счет усиления эксплуатации монетной регалии, а во-вторых, экономию в монетном производстве дефицитного серебра. Наиболее вероятно, что интересующий нас проект, оставшийся нереализованным, предусматривал замену всей серебряной разменной монеты медной.

Пробный медный гривенник 1726 г. (рис. 1) весьма примечателен благодаря двум его особенностям: примерно с середины XIX в. он имеет прочно закрепившееся среди коллекционеров-любителей название «меншиков гривенник», а вензель Екатерины I, расположенный на его оборотной стороне, существенно отличается от всех вензелях лей, когда-либо помещавшихся на русских монетах.

Дополнительные названия присущи целому ряду русских монет, например: «фамильный» полуторарублевик 1835-1836 гг., «рейхе-левские» рубль и полтина 1845 г., «коронационные» рубли 1883 и 1896 тт. и т. п. При этом каждое такое название вполне объяснимо. Что же касается «меншикова гривенника», то на первый взгляд это название мало чем обосновано. Действительно, «меншиковыми» вроде бы могли называться и все другие пробные монеты, появившиеся в годы правления А. Д. Меншикова. Более того, в специальном указе Анны Иоанновны имя Меншикова прямо связано с низкопробными серебряными гривнами 1726 г., которые изымались из обращения наравне с фальшивыми монетами. И тем не менее только пробный медный гривенник 1726 г. почему-то получил название «меншиков», хотя это название не фигурирует ни в одной серьезной работе по русской нумизматике, опубликованной в России до 1917 г.

Чтобы разобраться в этом вопросе, напомним, что в некоторых вензелях применялось сочленение литер, когда часть одной литеры одновременно является принадлежностью другой. Примером может служить симметричный вензель Елизаветы I, помещавшийся на медных монетах массового выпуска 1757-1762 гг. (рис. 2); в этом вензеле верхняя часть литеры «Е» (Елизавета) является в то же время частью латинской литеры «Р» (Петровна). Если предположить, что прием сочленения был использован и в вензеле на гривеннике 1726 г., то можно обнаружить, что нижняя часть двух симметричных литер «I» и нижняя часть гамма-образного элемента образуют в сочленении литеру «М» довольно характерной конфигурации (рис. 3). Если же сравнить эту литеру в вензеле на монете с литерой «М» в вензеле, помещенном на решетках балюстрады дворца А. Д. Меншикова в Санкт-Пе-гербурге (рис. 4), то окажется, что обе эти литеры практически одинаковы по начертанию.

Если же литеры «Р» в вензеле на решетке Меншиковского дворца могут иметь отношение только к Петру I, то литера «М» в этом вензеле и точно такая же литера в вензеле на гривеннике 1726 г. должна расшифровываться как «Меншиков».

Источник:
Вензель имени
COINSS.RU О расшифровке вензеля на пробном медном гривеннике 1726 г.
http://www.coinss.ru/Statii/Statia1.html

Дизайн вензеля буквы

ВЕНЗЕЛЬ (от польск. Weze — узел) – начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетенные и образующие красивый узор.

Большинство вензелей выглядит истинно по-царски красиво и это не случайно. В прошлом все особы королевской крови имели вензельные монограммы. У многих знатных особ был вензель из буквы только имени или фамилии.

Вензелевые изображения имени широко применялись в монетах, а также жаловались государями в знак особой милости. В этом случае они как бы указывали близость пожалованного лица (или учреждения) к государю. Аристократы и другие знатные особы, подражая сюзеренам, украшали буквами вензеля свои дома, помещали их на воротах своих владений, в лепнине над дверями особняков.

Самым известным вензелем по праву можно считать вензель Екатерины Великой. Изящный дизайн буквы «Е», перечеркнутая двумя вертикальными чертами, встречается на монетах, наградах, в дизайне элементов орнамента, дворцовой посуде.

Золотой век императрицы Екатерины Великой, царствовавшей более тридцати лет, оставил огромное вензельное наследие, если можно так сказать.

Монограммы императрицы, в большом количестве рассеянные по монетам, дворцовой утвари, наградам, городским и личным гербам, порой причудливы, порой лаконичны, порой неожиданны.

Если Вы хотите стать обладателем личного вензеля или сделать кому-нибудь царский подарок – мы рады будем вам в этом помочь, создав красивый дизайн вензеля. Наши художники умеют создавать удивительно изысканные и красивые вещи! По вашему желанию, мы нарисуем для вас личный вензель, в котором будут присутствовать только ваши инициалы, или создадим сложный семейный вензель, буквы которого станут одним из важных атрибутов вашего Рода. Вы сможете передавать вензель из поколения в поколение, оставив о себе память в сердцах пра- и пра-правнуков. В багетной рамке на стене гостиной или кабинета, вышитый на белье и скатертях, выгравированный на столовом серебре, красующийся завершающим штрихом на ваших письмах и открытках, придающий аристократичность вашим визитным карточкам – ваш личный вензель создаст совершенно особую атмосферу вокруг Вас.

Другие направления нашей деятельности: экслибрис, монограмма

Источник:
Дизайн вензеля буквы
Разработка дизайна вензеля или создание красивой буквы
http://www.ex-lib.ru/venzel.htm

Сайт о загадках, играх и многом другом!

Монограммы – это определенное сочетание заглавных букв фамилии и имени человека, которые наносятся на вещь, принадлежащую этому человеку. Монограмма представляет собой переплетенные вензеля инициалов. В былые времена по ней можно было судить об аккуратности, аристократизме и вкусе человека. Каждая хозяйка прилагала максимум усилий, чтобы монограмма получилась аккуратной. Ее наносили на носовые платочки, скатерти, полотенечка и постельное белье. Как правило, монограмма указывалась в уголке, однако, если ее наносили на скатерть или полотенце, то она могла быть расположена и в центре. На рубашки монограмма наносилась на манжеты или кармашки.

Как правило, монограммы выполнялись крестиком. В некоторых случаях их вышивали гладью. В качестве ниток использовался ирис или мулине. На предметах женского гардероба монограмму вышивали контрастными цветами, а на мужских – нитками, которые совпадали с основным цветом изделия. Кроме рубашек, платочков и белья, монограмму можно было увидеть на коробках именных конфет, дорогих портсигарах и т.д.

Монограмма своими руками

Если вы хотите сделать монограмму своими руками, то воспользуйтесь нашими мастер-классами.

— палитра на блюдце

— слегка увлажненные бумажные полотенца

— акриловая краска для кожи разных цветов

— липкая бумажная лента

2. Монограмму вырежьте, равномерно заштрихуйте с обратной стороны карандашом.

3. Бумагу разверните монограммой вверх, разместите на желаемом участке, зафиксируйте липкой лентой.

4. С помощью карандаша продавите контуры монограммы, чтобы они четко выделилась на изделии.

5. Монограмму удалите, очистите поверхность от остатков грифа с помощью ластика.

6. Приступайте к рисованию, нанося краску на контуры монограммы аккуратными мазками. В этом деле не стоит торопиться!

7. Первому слою дайте высохнуть (около 20 минут), нанесите краску снова, дайте рисунку просохнуть.

— тонкая проволока для крепления пучков

— проволока для основы

— папоротник и гипсофила

2. Возьмите маленький пучок материала (папортника или гипсофилы), свяжите его тонкой проволокой.

3. Этой же проволокой привяжите пучок к основе.

4. Все остальные пучки крепите таким же образом. Следите за тем, чтобы все пучки крепились по спирали и закрывали основание предыдущего.

5. Последний пучок прикрепите в обратном направлении от всех предыдущих.

6. После изготовления монограмм расправьте растения.

Свадебная монограмма из шерстяных ниток.

— плотный фетр или вата

2. На поверхность буквы приклейте немного плотного фетра или ваты.

3. Шерстяные нитки разделите на небольшие шарики, чтобы их было удобнее оборачивать вокруг буквы. Нитки вокруг буквы сильно не затягивайте, но при этом следите за тем, чтобы они ровно ложились.

4. В результате вы должны полностью обернуть букву. Если нужно оборвать нитки и начать работы с другого конца – делайте это без раздумий. Главное – заклеивать концы термопистолетом.

5. С одного угла можно украсить монограмму цветами из ткани, бусинами, искусственными бутонами, бисером, ленточками и т.д.

6. Готовую монограмму можно подвесить или поставить на стол.

Вам также будет интересно узнать, какими бывают свадебные конкурсы и игры. В нашей статье вы подберете несколько интересных конкурсов, которые непременно понравятся вашим гостям.

2. Пишем заглавные буквы имен, а далее экспериментируем с различными шрифтами. Размер рисунка лучше увеличить до 180-200.

3. Поиграем с разными цветами – они должны гармонично вписываться в дизайн вашей свадьбы.

4. Для вставки имени добавляем еще 2 текстовых поля. Снова используйте различные шрифты для монограммы, цвета, расположение.

5. Избавляемся от рамочки вокруг названия. Для этого щелкните правой кнопкой мышки на текстовое поле, выберите «Формат надписи».

6. Выбираем вариант «Заливка – нет цвета». Так вы избавитесь от белого фона, не позволяющего видеть заглавные буквы свадебного вензеля.

7. Переходим во вкладку «Линия», также избавляемся от рамки.

8. Нажимаем «Применить». В итоге заливка рамки станет прозрачной.

9. Следуя рекомендациям, описанным выше, создаем второе имя.

10. Вставьте слово «И». Желательно, чтобы оно было тоньше, чем имена.

11. Ниже добавляем дату свадьбы. Уберите фон и границу.

12. К монограмме добавьте бабочку. Можно также использовать и другие рисунки. Для этого просто загрузите их через функцию – «Вставка – рисунок».

13. Монограмма готова! Можете смело распечатывать ее!

Монограммы и вензеля

Достаточно часто эти слова воспринимаются как синонимы. Но между ними все же есть различие. Вензель – это усложненная монограмма, с добавлением различных украшений, с более замысловатым переплетением букв. Если инициалы принадлежат одному и тому же человеку, то вензель считается простым, а если разным, то сложным. Его можно украсить короной, венком и т.д. Большее количество монограмм смотрится по-царски красиво. И это вовсе неслучайно. В былые времена все особы из королевских семей имели свои вензельские монограммы. Они широко применялись на монетах, документах, а также могли быть подарены в знак особого почтения. Знатные особы и аристократы украшали вензелями свои дома, рисовали их на воротах и т.д.

Монограмма Христа состоит из трех букв «IHS». Эти буквы являются первыми буквами слова «lhcuc» или «lhsus», что в переводе с греческого означает имя «Иисус». Данную надпись довольно часто путают с буквами латинской фразы «In hoc signo».. На самом деле эта фраза связана с легендой о Константине, который накануне битвы перед собственным крещением увидел видения знамени со словами «In hoc signo vinces», что в переводе означают «Сим знаком победишь». После победы в этой битве Константин стал христианином.

2. Создайте 2 пересекающиеся перпендикулярные линии, центрируйте окружность в точке пересечения. На этом этапе следует подумать о том, какой в результате будет ваша монограмма, в каком стиле она будет – традиционном или футуристическом?

3. Монограмма имени. Сердцем вашей монограммы будет заглавная буква вашего имени. Спешить с ее выбором не стоит – сначала немного поэкспериментируйте. Данный символ будет придавать вашему изображению значение и выразительность.

4. Можете остановиться на шрифте Snell roundhand и размере 120 П.

5. Маштабирование и центрирование. Используя перпендикулярное пересечения прямых, выставьте символ по центру, увеличивайте его до тех пор, пока она полностью не заполнит окружность. Если буква будет выходить за контуры окружности, ничего страшного.

6. По новой окружности напечатайте название (11 пикс.). Для названия выбирайте наиболее простой в усвоении шрифт. Благодаря этому внимание будет сконцентрировано на самой монограмме.

7. Межбуквенное расстояние. Между отдельными буквами нужно обязательно выдерживать одинаковое расстояние. После каждой буквы расставьте пробелы. Можно также вставить и декоративные кружочки.

8. Внешняя окружность. Используя все тот же инструмент, нарисуйте внешнюю окружность. Следите за тем, чтобы она была расположена по центру.

9. Цвет. Максимальное количество цветов, которое вы используете в монограмме, должно быть два. Если использовать больше цветов, то возникнет бессмыслица и хаос. После того, как вы определились с цветом, приступайте к выполнению задач.

10. Финальное украшение. Для придания вашей индивидуальности, используйте узоры и линии.

11. Пропорции. Готовая монограмма должна напоминать мишень. Внимание и взгляд изначально устремляется в центр, а уже потом рассеивается наружу, от самых больших элементов к самым маленьким. Не используйте шрифты, которые формируют зазоры. Уделите внимание линиям, окружающих главную букву.

12. Цвет. Любая монограмма должна хорошо смотреться, как в цветном, так и в черно-белом варианте. Для выделения основной части используйте темный цвет, а для акцента – светлый цвет.

Источник:
Сайт о загадках, играх и многом другом!
Монограммы – это определенное сочетание заглавных букв фамилии и имени человека, которые наносятся на вещь, принадлежащую этому человеку.
http://www.prozagadki.ru/4625-monogrammy-chto-eto-takoe-kak-sostavit-i-primery-monogramm.html

То буква имени, то вензель и корона — Из истории фарфора

«То буква имени, то вензель и корона…» Из истории фарфора

Галантный XVIII век, с его любовью к слову и аллегориям, играм и тайнам, наложил свой отпечаток на все предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе и на созданные из фарфора.

Одним из важных элементов росписи фарфоровых изделий XVIII века стала монограмма, точнее, её изысканная форма — вензель (от польск. wezel — узел).

«Вензловой» вариант монограммы, начальных букв имени и фамилии владельца или заказчика, предполагал их художественное видоизменение. Буквы исполнялись прописью и иногда сплетались подобно орнаменту или виньетке.

«Заветный вензель» был одновременно и «шифром», скрывающим некое лицо, и его «олицетворением», поэтому «формуле» и художественному исполнению вензеля придавали очень большое значение.

В правление императрицы Екатерины II её фрейлины вместо миниатюрного портрета государыни, как это было принято раньше, например, при Елизавете Петровне, начали носить особые знаки — «шифры», своего рода ювелирное украшение с бриллиантами в виде вензеля Екатерины II. Этот обычай получил широкое распространение в 1770-х годах, к этому времени относится и ряд фарфоровых изделий, украшенных вензелем императрицы, — прежде всего несколько прекрасных русских чайных пар с её «шифром», эффектно включенным в композицию орнаментального декора.

Интересна и иконография самих вензелей, в частности — Екатерины II и Павла I, так как она помогает уточнить датировку ряда фарфоровых произведений. Самый известный, окончательный вариант вензеля императрицы Екатерины II представлял собой исполненную крупно прописью букву Е, пересеченную в средней части римской цифрой II, иногда под золотой императорской короной, как, например, в «Сервизе с камеями». В бытность Екатерины Алексеевны великой княгиней её вензель тоже имел форму буквы Е, но под великокняжеской короной. На фарфоре он выполнялся в барочном вкусе: сочной линией, с завитками, как на тарелке с прорезным бортом из частной коллекции.

Вензель Екатерины II, по-видимому, в первой половине её царствования, тоже мог исполняться в виде буквы Е в зеркальной симметрии, но с использованием не римской цифры, а арабской. Этот оригинальный «иероглиф» украшает ряд фарфоровых произведений, в том числе чашку с блюдцем и тарелку с прорезным бортом, которые входили в коллекцию князя А.С. Долгорукого и фотоснимки которых были опубликованы в дореволюционном юбилейном труде «Императорский фарфоровый завод. 1744-1904» (СПб., 1906).

Помимо уже перечисленных вензелей императрицы Екатерины II, встречающихся на фарфоре второй половины XVIII века, существуют и другие варианты её «вензлового» имени, которые не входят в эту группу, однако широко использовались в её царствование для декорирования разнообразных предметов прикладного искусства — от монет и медалей до наградного оружия и даже оформления фейерверков. Так, был достаточно распространен её вензель, сплетённый из букв Е и А, пересеченных вертикально римской цифрой II (жалованная грамота Екатерины II графу А.Г. Орлову-Чесменскому, 1773 год, ГИМ), или, например, сплетённые Е и I — Императрица Екатерина — с цифрой II в средней части петли вензеля (жалованная сабля, 1773 год, ГИМ).

Также встречается исполненная прописью монограмма ЕА и I. Последний вариант, как и в случае с вензелем императрицы Елизаветы Петровны, мог иметь двоякую трактовку: например, означать Императрицы (Imperatrix) Екатерина Алексеевна или Екатерина-Императрица (Imperatrix) и Самодержица (Autocratrix). По-видимому, эти шифры Екатерины II были более характерны для первой половины её царствования, так как начиная с 1780-х годов, и особенно в 1790-е годы, наблюдается почти исключительное использование лаконичного вензеля ЕII.

Монограмма великого княза Павла Петровича, а затем императора Павла I также претерпевала изменения. Сначала его вензель представлял собой латинские прописные буквы РР. Монограммы великих князей, как правило, составлялись из начальных букв их имени и отчества, например, «Детский сервиз» сына Павла, великого князя Константина Павловича, украшает вензель КП. Один из вариантов этого вензеля Павла Петровича повторял зеркальный вензель Петра I, который однажды уже использовался в росписи фарфора, а именно — в декоре кофейно-шоколадного сервиза, входившего в состав большого майсенского фарфорового ансамбля 1745 года, исполненного для русского двора в честь коронационных торжеств по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича, племянника и наследника императрицы Елизаветы Петровны. Сервиз получил впоследствии название «Андреевский».

Великому князю Павлу Петровичу нравилось сравнивать себя с Петром Великим, он придавал этому большое значение. В фарфоре зеркальный вензель Петра I (или Павла Петровича?) можно наблюдать на предметах небольшого сервиза, находившегося в личных комнатах государя в Павловском дворце. Золоченые монограммы РР, исполненные в виде переплетающихся растительных стеблей, двуглавый орел и солнечный диск с расходящимися от него лучами — своеобразный масонский символ императора Павла I (русские масоны посвятили Павлу I много од, в которых именовали его, согласно орденской символике, «солнцем наших дней»), образуют орнаментальную цепочку, опоясывающую все предметы этого фарфорового ансамбля.

Последним и самым выразительным вариантом вензеля великого князя, а затем императора Павла, стала русская заглавная прописная буква П. В его царствование она могла дополняться римской цифрой I посредине.

По воспоминаниям современников, император лично принимал участие в создании своего вензеля, «указывая, как следует писать начальную букву собственного его имени». Об особом пристрастии Павла I, «идеального монарха», посвящённого в масонские иносказания и символы, знакомого с орденской «царственной наукой», к монограммам-шифрам говорит и Авгут Коцебу в своем известном описании Михайловского замка: «Невозможно сосчитать несметное число императорских вензелей, украшавших внутренние и внешние стороны этого здания». Добавим, что даже символический кирпич из яшмы, изготовленный для закладки Михайловского замка, был украшен золоченым вензелем Павла I. Присутствовал вензель императора и на «счастливых» павловских рублях, так называемых «крестовиках», — композиция из начальных букв его имени, расположенных зеркально, образовывала крест.

В 1770-х — 1790-х годах «вензловое» имя, заключённое в круглый или овальный медальон, было одним из самых распространенных типов украшений русского фарфора, особенно чашек с блюдцами. Многие фарфоровые предметы, изготовленные не только для императрицы и великих князей, но и заказные, для частных особ, украшались почти обязательными вензелями, которые могли быть написаны самыми разнообразными способами.

Наиболее эффектными были вензеля в виде цветочных полихромных гирлянд. Манера исполнения русских цветочных монограмм несколько отличалась от европейских образцов, особенно немецких. Ближе всего русскому фарфору была французская манера цветочной росписи — без тонких, «сухих» обводок, сочная и яркая, такая, как, например, в исполнении цветочного вензеля Екатерины II, являющегося композиционным центром «Сервиза с камеями», или монограммы на чашке с дворянским гербом Волковых. Эти цветочные вензеля написаны чистыми насыщенными красками по гладкому белому фону чуть размашисто, легко, с очевидным ощущением композиционной свободы и, в то же время, с сохранением прозрачности цвета.

Монограммы встречаются и в произведениях подмосковного фарфорового завода Ф.Гарднера. Музей МГХПУ им. С.Г. Строганова располагает прекрасным образцом — гарднеровской чашкой с блюдцем, которая относится к раннему периоду работы завода, к 1770-м годам. Её украшает золоченый вензель ЕМ, заключенный в медальон, увитый миртовыми гирляндами, достаточно редко встречающимися в русском фарфоре, хотя в Европе, особенно в Германии, вензеля часто исполняли в виде зеленой миртовой ветви. Атрибут Венеры и граций, мирт символизировал неувядаемость и вечность чувств и супружескую верность. Растительная символика часто использовалась для «вензловой» росписи — гирлянды из роз, миртовых ветвей, незабудок, особенно популярных в 1760-е -1780-е годы, были органичной частью сложного комплекса эмблем и аллегорий, столь свойственных галантно-сентиментальному искусству XVIII века.

Манера исполнения монограмм менялась со временем. Помимо полихромных цветочных и «растительных» вензелей всё чаще появлялись «простые» монограммы, писаные золотом. Так, в «Счетах» от 28 февраля 1799 года на фарфоровые вещи, поднесённые от Императорского завода царской фамилии, значится: «… в клеймах вензловое Ея Императорского Величества имя и арабески золотом».

Постепенно уменьшался размер монограмм — они становились более изящными и миниатюрными. Вензеля в технике золочения различались по количеству букв, характеру вязи. Им была присуща чёткость и благородная простота каллиграфического решения. Чаще всего монограммы включались в медальоны или картуши на передней стенке чашки либо по центу зеркала дна блюдца. В ряде случаев фон медальона, овального или круглого резерва, тонировался по контрасту с белым фоном изделия, например, мог быть кобальтовым, как на тарелочке из «Детского» сервиза великого князя Константина Павловича.

Декорировались цилиндрические чашки тонко написанными вензелями, размещенными и вне медальона или белого резерва. Их решение также было простым и лаконичным, основанным, как правило, на использовании эффекта сочетания белого фарфора и лёгкого золочения.

Принципиальная черта, отличающая буквально все произведения второй половины XVIII века, — уважительное отношение к белизне фарфорового материала.

Иногда изящно выписанные буквы-монограммы на фарфоре играли своеобразную орнаментальную роль и в то же время были «шифром» или намёком на скрытый, часто ясный лишь одному владельцу смысл, который сегодня трудно разгадать. Фарфоровые произведения могли быть расписаны литерами по всей окружности.

В связи с широким распространением в России во второй половине XVIII века масонской мифологии и связанных с нею эзотерических учений увлечение шифрами-монограммами приобрело особое звучание: не всегда литеры в посвятительных надписях соответствовали начальным буквам имени адресата — они могли быть и тайным посланием, заимствованным из традиционных конспираторских сокращений в орденских рукописях.

В русском фарфоре масонская символика использовалась не часто, самое известное произведение — тарелка «с аллегорическими сюжетами», изготовленная на заводе Ф.Гарднера в 1816 году (сейчас хранится в собрании ГМК «Кусково»). Однако не следует забывать о такой неординарной трактовке декора, поскольку она была возможной в описываемый период времени.

Любопытны и посвятительные надписи, которые встречаются на ряде изделий и дополняют вензеля. Обычно им присущ дидактический оттенок: «Береги чтоб помнить» или просто — «Помни». На некоторых чашках с блюдцами — надписи в духе стихотворных девизов из «Избранных эмблем и символов», а также других сборников, в том числе иностранных, переведённых на русский язык — «И в отсутствии любезен» или «Сим временем может переменится» (на чашке). В таких произведениях полностью раскрывается одно из основных назначений фарфора того времени — напоминать о дарителе, а значит, быть изысканным сувениром чувств.

Надписи, «шифры» и вензеля XVIII века подкупают своей выверенной орнаментальностью, они сами «слагают» декор либо эффектно дополняют его. Их «простота» — в зримых, легко читающихся формах, а сложность — в комплексе символических, зашифрованных представлений, которые могут скрываться за этой видимой «простотой».

Важность монограммы как символа определённого лица и личной, даже некоей «сакральной» собственности была очень ярко выражена в то время. Так, Арман де Коленкур, свидетель побед и сокрушительного поражения «императора французов» Наполеона, не оставил без внимания его «историческое» высказывание: «Я лучше буду до конца кампании есть руками, чем оставлю русским хоть одну вилку с моей монограммой». Это было сказано в трагическое для французской армии время, буквально за считанные дни до переправы через Березину, когда уже были сожжены все государственные бумаги. Вилкам же со столь ценными, «собственными» монограммами Наполеона, вероятнее всего, удалось избежать столь печальной участи.

Источник:
То буква имени, то вензель и корона — Из истории фарфора
«То буква имени, то вензель и корона…» Из истории фарфора Галантный XVIII век, с его любовью к слову и аллегориям, играм и тайнам, наложил свой отпечаток на все предметы
http://www.izuminki.com/2013/05/23/to-bukva-imeni-to-venzel-i-korona-iz-istorii-farfora/

COMMENTS