Упражнения для медитации

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Сядьте, выпрямите спину, расслабьте тело. Закройте глаза и мысленно погрузитесь в ваше сердце, внутрь него. Представьте, как кипит и бурлит в нем животворная кровь, следите за сердцем до тех пор, пока не почувствуете его ритмическое биение. С каждым ударом сердца ощутите пульсацию в вас бесконечной жизни. Представьте, что такая же всеобъемлющая жизнь бьется и пульсирует во всех других человеческих существах и миллионах других существ. Откройте свое сердце, тело, душу и чувства и полнее почувствуйте эту общую жизнь.

Сядьте прямо, закройте глаза. Расширьте область вашей любви, ограниченную вашей любовью к телу и идентификацией с ним. Той любовью, которую вы отдаете телу, полюбите тех, кто любит вас. Усилив свою любовь любовью тех, кто любит вас, любите тех, кто близок вам. С любовью к себе и вашей собственной любовью любите незнакомцев. Полюбите тех, кто не любит вас, и тех, кто любит. Искупайте все существа в вашей самоотверженной любви. Погрузите вашу семью, друзей, всех людей, все существа в море вашей любви.

Сядьте прямо, закройте глаза. Посмотрите внутрь между бровями — там безбрежное озеро спокойствия. Наблюдайте, как волны спокойствия расширяются, распространяются от бровей ко лбу, от лба к сердцу и оттуда к каждой клетке вашего тела. За время вашего наблюдения озеро спокойствия углубляется и обтекает ваше тело, затопляя обширную территорию вашего сознания. Поток спокойствия перетекает через границы вашего сознания и движется в бесконечность. (Adapted from Yogananda, 1967).

Кундалини-йогаЙога энергии

Термин Кундалини Обозначает на санскрите «та, которая свернута». В физиологии йоги тонкая энергия, называемая кундалини, свернута в основании позвоночника. Вся энергия души и тела есть проявление энергии кундалини, которой искусный йог может управлять.

«Не столько преходящее вдохновение или блестящие идеи, сколько именно повседневные ментальные привычки контролируют вашу жизнь» (Yogananda, 1968b).

Эта энергия обычно скрыта. Она начинает свободно истекать в процессе занятий Кундалини-йогой, включающей медитацию, визуальные представления, дыхательные упражнения и очищающую технику хатха-йоги. Придя в действие, энергия кундалини поднимается и проходит через все уровни сознания. Она приводит к основным физическим, психологическим и духовным изменениям в человеке. Психиатр Ли Санелла разработал нейрофизиологическую модель (1987), поясняющую процесс кундалини как трансформацию электромагнитных полей в теле. Юнг детально рассмотрел взаимосвязь кундалини-йоги, чакр и своего подхода к психологии вообще (Shamdasani, 1996).

В классическом рассказе о пробуждении кундалини Гопи Кришна пишет:

«Вдруг я очутился словно в ревущем водопаде, я почувствовал, как поток света влился по позвоночнику в мой мозг.

Совершенно неподготовленный к такому успеху, я был удивлен, однако мгновенно овладел собой. Я продолжал сидеть в той же самой позе, мысленно сосредоточившись. Просветление становилось ярче и ярче, рев водопада громче. Меня закачало, а затем я почувствовал, как я выскальзываю из своего тела, превратившись целиком в световой нимб» (1971, р. 12-13).

Пробуждение энергии кундалини происходит спонтанно у большого числа людей. У некоторых людей это пробуждение случается во время медитации или занятий йогой, у других иначе (Greenwell, 1990; Kieffer, 1996; Ramaswami, 1989).

Три энергетических канала. Вдоль позвоночника проходят три энергетических канала. Они пересекают семь центров сознания — чакры. По центральному каналу — Шушумне — Поднимается вверх кундалини. Слева расположен канал Ида, а справа — Пингала. Они изображаются как луна и солнце. Эти два канала по спирали окружают шушумну (см. рис. 16.3).

Рис. 16.3. Центры сознания в теле (Источник: Danilou,1955, p. II)

У большинства людей их жизненная энергия, или Прана, протекает прямо в каналы Ида И Пингала, поскольку их внимание рассредоточено. С помощью медитации и других техник йог сосредоточивает все больше энергии в Шушумне. Это стимулирует спящую энергию кундалини, которая стремительно поднимается вверх по Шушумне И приводит человека в состояние Самадхи, или просветления. Стимуляцию энергии кундалини посредством праны можно сравнить с вызывающей ядерную реакцию усиленной бомбардировкой атомного ядра частицами (Feierstein, 1989).

Когда кундалини достигает верхних чакр, происходит просветление. Каждая чакра характеризуется разными психическими и духовными атрибутами; некоторые — различные чувства и элементы, некоторые — какие-то качества, как, например, форма или цвет.

1. Чакра Муладхара (поддерживающий корень) расположена в основании позвоночного столба. Она ассоциируется с землей, неподвижностью, рождением звука, нижними членами, мантрой «лам», слоном (символом силы) и осязанием. Эта чакра изображается в виде лотоса с четырьмя лепестками насыщенного красного цвета.

2. Свадистхана (собственное основание) расположена на несколько дюймов выше первой чакры. Она ассоциируется с водой, белым цветом, руками, мантрой «вам», животным, похожим на крокодила (символ плодородия), и ощущением вкуса. Свадистхана изображается в виде малинового лотоса с шестью лепестками.

3. Манипура (город сокровищ) расположена в основании пупка, связана с элементами огня, солнца, с анусом, мантрой «рам» (огненная энергия) и зрением. Она изображается как ярко-желтый лотос с десятью лепестками.

4. Анахата (неслышная) находится на уровне сердца. Название этой чакры происходит от ассоциации с трансцендентным звуком, который «неслышим». Она ассоциируется с красным цветом, воздухом, пенисом, мантрой «йам», черной антилопой (символом скорости) и чувством прикосновения. Анахата рисуется как голубой лотос с двенадцатью лепестками.

5. Вишуддха (чистая) расположена в области горла. Она ассоциируется с эфиром, белым цветом, ртом и кожей, мантрой «хам», белоснежным слоном (чистой силой) и чувством слуха.

6. Айна (приказание) расположена в мозге, между глаз. Это средоточие когнитивных способностей, мантра «ом», тонкие ощущения, чувство индивидуальности. Она изображается в виде треугольника острием вниз и бледно серого лотоса с двумя лепестками.

7. Сахасрара (с тысячью лепестков) располагается на верху головы. В действительности она не является частью систем чакр. Это центр трансценденции тела, в котором сознание связывается с человеческом формой. Сахасрара изображается как лотос с тысячью лепестков.

Седьмой центр включает мозг. Когда мозг стимулируется и заряжается энергией кундалини, сознание изменяется, наступает состояние просветления или самадхи, «расцветает лотос с тысячью лепестками».

Раджа-йога — йога сознания и тела

Раджа-йога, или Королевская Йога, ставит своей целью приобретение ментального контроля, который считается наиболее эффективной и полезной йогической дисциплиной. Патанджали называет раджа-йогу «психологической йогой». Некоторые полагают, что этот вид йоги объединяет в себе учения всех школ йоги.

Патанджали выделяет следующие ступени йоги: 1) воздержание; 2) соблюдение; 3) позы; 4) контроль жизненной энергии; 5) интериоризация; 6) концентрация; 7) медитация; 8) просветление. Это последовательный ряд усовершенствований. Переход на следующую ступень обусловлен предыдущей. Все восемь ступеней — части единой дисциплины, поэтому усовершенствование какой-то одной ступени влияет и на остальные.

«Учитель наделяет ученика божественным ощущением космического сознания в тот момент, когда ученик посредством медитации усиливает свое сознание до такой степени, что ему больше не мешает широкий кругозор. Недостаточно одной интеллектуальной устремленности или открытости. Только адекватное расширение сознания с помощью йогической практики и служения Бхакти Может подготовить человека к освобождающему потрясению и ощущению его присутствия везде в одно и то же время» (Yogananda, 1972, р. 169-170).

Воздержание И Соблюдение Являются моральным кодексом, лежащим в основании практики йоги. Воздержание подразумевает непротивление, правдивость, честность, целомудрие, доброту (отсутствие жадности). Соблюдение — это чистота, аскетизм, удовлетворенность, изучение и преданность. Воздержание и соблюдение — это фактически эквивалент десяти библейских заповедей, принципы правильных действий, имеющиеся во всех религиях. Эти принципы не просто произвольная система морали. Им необходимо следовать, чтобы сделать практику йоги более эффективной. Если у йога нет спокойной и размеренной жизни, концентрация и спокойствие, приобретенные в упражнениях, исчезают, как вода, если ее нести в дырявом ведре.

Невозможно достичь прогресса в йоге, не преуспев в воздержании и соблюдении. Однако сначала овладевают не только ими. Непротивление и правдивость, например, тоже имеют большое значение.

Йога-сутры учат, что в присутствии того, кто овладел непротивлением, насилия не происходит. Очевидно, что мастерство непротивления приобретается не на элементарном уровне. Однако зачатки насилия в нас самих — высокомерие, злость, гнев — можно изжить, так что в наших телах не останется ни одной агрессивной клетки. Насилие и жестокость станут невозможными в нашем присутствии, потому что жестокости, закипающей в другом человеке, не за что будет зацепиться в нас самих.

В воздержании и соблюдении есть глубокий смысл. Они не только представляют собой условную мораль; это практические принципы, которые придают жизни гармонию, соответствующую сознанию йога.

Очищение сознания и тела также подготавливает весь человеческий организм к более высокому «напряжению», придает ему силу для восприятия духовной энергии в состоянии просветления.

Поза подразумевает способность оставаться неподвижным в одном и том же положении долгий период времени. Сущность поз в придании неподвижности душе и телу. Патанджали пишет, что поза — это устойчивость и комфорт. Она требует релаксации и медитации о неподвижном (Yoga Sutras, II: 46-47). В Индии адепты йоги прилагают усилия к тому, чтобы постепенно увеличивать время нахождения в одной позе. Считается, что ученик овладел позой, если он может находиться в ней три часа, не пошевелившись.

Фундаментальный и уникальный в своем роде аспект йоги — Контроль жизненной энергии. Оригинальный санскритский термин пранайама (pranayama) часто неправильно переводится как «контроль дыхания». Дыхательные упражнения замедляют обмен веществ и освобождают жизненную энергию, но это лишь опосредованные способы контроля над жизненной энергией. Дыхание — это одно из проявлений праны — силы, поддерживающей жизнь.

Цель этой дисциплины — научиться управлять нашей жизненной энергией. Эта цель достигается с помощью разнообразной йогической практики. Искусные йоги демонстрируют свое мастерство, приостанавливая сердцебиение, или могут дышать или задерживать дыхание по своему желанию, а в прошлом некоторые йоги зарывали себя заживо на несколько дней или недель (см., например, Yogananda, 1972). Современные психологические исследования подтвердили способность практикующих йогов контролировать ритмы своего сердца и останавливать дыхание (подробную библиографию исследований йоги и различных форм медитации см. Timmons & Kamiya, 1970; Timmons & Kanellakos, 1974).

Источник:
Ваш психолог
Ваш психолог, посвящен вопросам психологии, вмещает в себе различные учебные, научные, научно-популярные и другие материалы по психологии, а также связанными с ней науками и учебными дисциплинами.
http://www.vash-psiholog.info/freidjer/teolich/11651-dlya-razmyshleniya-uprazhneniya-dlya-meditacii.html

Психологические упражнения для тренингов

Перед проведением медитации необходимо попросить участников сесть удобно (руки свободно лежат на коленях; снять очки, если они есть; как можно лучше расслабиться) и закрыть глаза.

Представьте куст розы: корни, стебли, листья, а на самом верху – бутон. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.

А теперь представьте, что чашелистики стали раскрываться, разворачиваться наружу, открывая взору скрытые ранее лепестки – нежные, тонкие, все еще закрытые.

Теперь начинают медленно раскрываться сами лепестки. По мере того, как это происходит, вы сознаете, что в глубинах вашего существа также происходит некий расцвет. Вы чувствуете, как в вас что-то раскрывается и постепенно выходит на свет осознания.

Смотря на розу, вы чувствуете, что она открывается в том же темпе, что и вы. Ее раскрытие – это ваше раскрытие. Вы продолжаете наблюдать, как роза открывается свету и воздуху, являя себя миру во всей красе. Вы вдыхаете аромат и впитываете его своим существом.

Теперь всмотритесь в самый центр, в источник движущих его жизненных сил. Пусть оттуда появится образ. Этот образ будет выражать то прекрасное, значимое, созидательное, что хочет выйти сейчас на свет сознания из глубин вашего существа. Это может быть образ чего угодно. Пусть он возникнет сам собой без вашего участия. Созерцайте какое-то время этот образ, проникаясь его содержанием. Образ может что-то сообщить вам с помощью слов и без них. Будьте готовы принять это сообщение.

это упражнение музыка должна сопровождать и если да, то какая?

Источник:
Психологические упражнения для тренингов
Упражнение для медитации в ходе тренинга
http://trepsy.net/teles/stat.php?stat=136

Упражнения медитации для начинающих

Упражнения медитации для начинающих помогаю нам развивать свою практику в различных направлениях, по мере того как мы наблюдаем, раскрываемся, отпускаем (размыкаем цепи мышления путём мягкого отстранения их эмоциональных источников) и приобретаем большую мощь присутствия, усиливаются естественным образом качества осознанности и концентрации. Затем, путём ли наблюдения общего потока наших ментальных состояний или путём, тщательного раскрывания наших чувственных, состояний, мы начинаем видеть сдвиг от содержательной стороны нашего опыта к процессуальной.

Простое упражнение подсчитывания мыслей может дать вам ощущение способности наблюдать мысль, делать мыслительный процесс частью нашего сознания. Стоит иногда минут пять посвятить упражнению подсчёта идей, отмечая возникновение каждой очередной. Уподобившись кошке, подстерегающей мышь, мы можем ловить и считать при их возникновении каждую вербальную или образную мысль,

Многим удастся отметить двадцать тридцать, а то и шестьдесят идей, возникших за несколько, минут. За эти несколько минут упражнения в подсчёте идей энергия осознанности, как правило, достаточно велика, чтобы удерживать нас от захвата сюжетами этих идей. Идея возникает, мы отмечаем её и зачисляем в числовой ряд, и как только мы это сделали, она уходит прочь, а мы уже готовы учесть следующую. Теперь мы уже можем начать исследовать весь процесс движения (вращения) ума.

Источник:
Упражнения медитации для начинающих
Упражнения медитации для начинающих помогут эффективно развивать вашу практику, быстро достигая результатов и закрепляя прогресс в повседневной жизни
http://yogah.ru/praktika/meditatciia/uprazhneniya-meditacii-dlya-nachinayushhix.html

Шри Чинмой

Отделите себя от ума и понаблюдайте за ним. Можно читать сотни страниц и беседовать с сотнями людей, но просветления так не получить. Поэтому, думая о том, что дал вам ум, подумайте, в чем вы на самом деле нуждаетесь больше всего, и вы поймете, что ум не удовлетворил этой потребности. В таком случае, если ум разочаровал вас, зачем вам концентрироваться на нем?

Если вы в уме, вы сможете медитировать, возможно, пять минут, а из этих пяти минут медитировать очень глубоко сможете, возможно, только минуту. Поначалу вы будете получать радость и удовлетворение, но затем почувствуете бесплодную пустыню. Если же вы медитируете в сердце, то сможете получать постоянное удовлетворение. Находясь в сердце, вы медитируете там, где живет душа. Это правда, что свет и сознание души проникает во все тело, но существует особое место, где душа пребывает большую часть времени, и это место — сердце. Я говорю не о человеческом сердце, физическом сердце, которое является лишь органом. Я говорю о чистом сердце, духовном сердце. Духовное сердце расположено в центре груди, в центре нашего существования. Если вы хотите просветления, вы получите его у души, которая находится в сердце.

Чтобы сделать ум тихим и спокойным, вы стараетесь концентрироваться. Если вы успешно отбрасываете прочь все мысли, беспокоящие ум, то, рано или поздно, ваша внутреннее существо автоматически выйдет вперед и предстанет перед вами подобно сияющему солнцу, рассеивающему завесу облаков. Сейчас внутреннее солнце закрыто облаками: мысли, идеи, сомнения, страхи и так далее. Считайте, что ум — это обезьяна или непослушный ребенок. Каждый раз, когда он приходит к вам, отгоните его или намеренно переведите свое внимание на что-то другое. Если вы позволяете ему отвлекать вас, он набирает силу и продолжает вас мучить. Во время медитации ваш ум может сопротивляться и препятствовать, но следует чувствовать, что у вас есть нечто, превосходящее ум, и это сердце. Просто бросьте ум со всеми его владениями в сердце.

Так же как вы концентрируетесь на чем-то — на картине, пламени свечи, на любом материальном объекте, — так вы можете концентрироваться на сердце. Вы не можете видеть свое духовное сердце физически, но вы можете сфокусировать на нем все внимание. Тогда постепенно сила концентрации войдет в сердце и полностью заберет вас из царства ума.

Старайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так чтобы тончайшая ниточка, если ее поместить перед носом, совсем не шевелилась. Тогда вы увидите, что медитация будет глубокой, а ум очень тихим и спокойным.

Теперь представьте себе что-то очень обширное, тихое и спокойное. Когда вы начинаете медитировать, почувствуйте, что внутри вас бескрайний океан, и вы ныряете на дно, где все — безмятежность. Если вы сможете отождествить себя с огромным океаном, вам будет очень легко медитировать.

Прикройте глаза наполовину и представьте бескрайнее небо. Вначале старайтесь почувствовать, что небо прямо перед вами, затем — что вы огромны, как небо, или сами — бескрайнее небо. Через несколько минут, пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить и увидеть небо в своем сердце. Пожалуйста, почувствуйте что вы — вселенское Сердце, а внутри вас — небо, о котором вы медитируете и с которым отождествляетесь. Сердце бесконечно обширнее неба, поэтому небо легко можно поместить внутрь себя.

Источник:
Шри Чинмой
Шри Чинмой Книги
http://srichinmoyworks.org/p05/page-011.html

COMMENTS