Отношения в семье психология

Психология семьи и семейных отношений

Контрольная работа на тему Психология семьи и семейных отношений

Разместил (а): Студентка 3 курса

  • Психология семейных отношений. Супружеские конфликты 23 кб.
  • Теоретические основы социальной работы по охране семьи 31 кб.
  • Психология семейных отношений 33 кб.
  • Духовно нравственные основы семейных отношений 24 кб.
  • Духовно-нравственные основы семейных отношений 24 кб.
  • Психология семейных отношений 17 кб.
  • Исследование отношений в семье 55 кб.

Федеральное агентство по образованию РФ

Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.

2.2 Супружеские взаимоотношения и психологическая помощь молодым супругам.

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

Глава 1. Культурно-историческая природа семьи.

1.1. Определение семьи. Брак и семья.

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

1.3 Структура семьи.

следующими параметрами (свойствами) : сплоченность, иерар­хия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.

1.4 Стадии жизненного цикла семьи.

Системный подход к семье является наиболее авторитетным в современной психологии семьи. В рамках парадигмы системного подхода семья рассматривается как открытая самоорганизующаяся социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой.

Глава 2. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях.

2.1 Понятие и примеры психологической совместимости.

Психологическая совместимость представляет собой достаточно эффективное сотрудничество брачных партнеров в многообразных видах семейной деятельности, согласованное разделение труда, прав, обязанностей. Психологическая совместимость брачных партнеров ос­нована на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, при­вычек и потребностей. Психологическая совместимость также основана на взаимном уважении, симпатии, друж­бе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников семейной кооперации. Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оцен­ке образа мыслей, поведения, намерений и желаний брачных партнеров.

Источник:
Психология семьи и семейных отношений
Тема: Психология семьи и семейных отношений. Тип: Контрольная работа. В работе есть: сноски более 10 шт. Язык: русский. Разместил (а): Студентка 3 курса. Размер: 42 кб. Категория: Социология. Краткое описание: ‘Федеральное агентство по образованию РФ. Контрольная работа. По дисциплине. Психология и Педагогика Тема Психология семьи и семейных отношений. Содержание.’
http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Психология эмоциональных отношений в семье

Тип работы: курсовая работа

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивое

В семье 03 взаимоотношения неустойчивые

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношения позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 взаимоотношения позитивные.

Наблюдение за игровой деятельностью детей проводились в группах детского сада т.к. при таком условии наиболее оптимально проявляются личностные качества детей.

Были выведены следующие компоненты в игре:

1. Умение ребенка самостоятельно организовать игру.

2. Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3. Эмоциональная окраска деятельности.

4. Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».

5. Способность вести «хозяйство».

Результаты оформим в виде таблицы

Наблюдение за игровой деятельностью детей.

Компоненты в игровой деятельности

В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По полученным данным выделили три уровня сформированности интересующих качеств детей.

К первому уровню, который определяется как высокая степень (I) относятся дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09, 10) – 70%.

Второй уровень(II) – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03,08) – 30%.

Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%.

Сравнивая результаты тестов и наблюдений можно сделать вывод, что в каждой семье уровень взаимоотношений различный.

Из наблюдений, проведенных в детском саду и бесед с воспитателем выяснилось, что дети, проживающие в семьях со стабильными, позитивными взаимоотношениям более открыты, уверены в себе, коммуникабельны.

Семья является объектом исследования многих научных дисциплин. Социальная психология изучает феномены, механизмы и закономерности семейно-брачных отношений на уровне общества, группы (семьи) и личности.

Объективная и субъективная значимость благоприятных эмоциональных отношений в семье является бесспорной, однако сами эмоциональные отношения, закономерности их развития изучены недостаточно. Исследования эмоциональной стороны взаимоотношений в семье – довольно сложная задача, поскольку связана с вторжением в наиболее интимную область человеческих отношений.

Кризисные явления в функционировании семейно-брачного института – большое число разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа семей, не справляющихся с воспитанием детей – обуславливают насущную необходимость разработки программ, направленных на стабилизацию брака и семьи.

Усиление внимания к изучению семьи соответствует логике развития социальной психологии как науки. Семья – удобный объект для социально-психологического исследования, так как характер межличностных отношений и многие другие явления не могут быть до конца объяснены в отрыве от жизнедеятельности реальных групп и коллективов.

Теоретические предпосылки социально-психологического исследования эмоциональных отношений в семье. Традиции изучения семейно-брачных отношений в западной психологии обусловливают наибольшую представленность в литературе психоаналитической и социологической ориентаций, соседствующих с другими направлениями, в которых с различной полнотой представлены элементы теории семьи как объекта воздействия. В психодинамической ориентации западной социальной психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на детско-родительские, либо на супружеские отношения.

Эмоциональная сторона взаимодействия между членами семьи не становится специальным предметом изучения бихевиористически ориентированных исследователей, хотя и учитывается в специфической форме в так называемых «основных положениях поведенческой психологии».

Подводя итоги исследования, следует отметить, что социально-психологический подход к изучению эмоциональных отношений в семье оказался результативным. Он позволил с долей уверенности отвечать запросам, задачам данной работы. Эмоциональный компонент супружеских взаимоотношений в семьях характеризуется односторонним снижением симпатии, небольшом эмоциональном принятии супругами друг друга, незначительной удовлетворенностью отношениями с брачным партнером и семейной ситуацией в целом даже при высоком уровне притязаний к семейной жизни, но при этом низкой конфликтностью. Данная работа выявила характер эмоциональных отношений не только между супругами, но и между родителями и детьми. В формировании отношения родителей к ребенку важную роль играет признак пола, независимо от возраста ребенка.

Для укрепления данной семьи были предложены соответствующие рекомендации.

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник детско-родительских А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. " Авторитарнаягиперсоциализация" — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

Источник:
Психология эмоциональных отношений в семье
Тип работы: курсовая работа В семье 01 взаимоотношения неустойчивые. В семье 02 взаимоотношения неустойчивое В семье 03 взаимоотношения неустойчивые В семье 04 взаимоотношения
http://stud24.ru/psychology/psihologiya-jemocionalnyh-otnoshenij-v-seme/435750-1637243-page4.html

Ссоры в семье

Ссоры в семье. Притирка характеров. Как наладить отношения между мужем и женой?

Есть ли жизнь после свадьбы? Точнее, есть ли счастливая жизнь после вступления в брак? Почему между молодыми супругами, и не только молодыми, возникают ссоры, недопонимание и разногласия? В чем их причина и как можно наладить отношения и достигнуть взаимопонимания. Такие вопросы волнуют многих супругов, как молодых так и с приличным «стажем» совместной жизни.

Практически все ссоры и разногласия в семье разрешимы, если знать в чем их причина и что нужно сделать, чтобы наладить отношения в браке.

Давайте сперва разберем необходимые условия для счастливых отношений в браке, которые являются, можно сказать гарантией того, что серьезных конфликтов и разногласий не будет. Их, конечно, в первую очередь следует знать тем, кто собирается вступать в брак . Ну а для уже женатых тоже не все потеряно, есть способы наладить отношения между мужем и женой, но об этом чуть позднее.

Итак, необходимые условия, предпосылки для счастливых отношений в браке:

1) Достижение эмоциональной и экономической независимости. Прежде чем вступать в брак, необходимо эмоционально и материально отделиться от родителей или от предыдущих супругов.

2) Комплементарная совместимость супругов. В чем она выражается: супруги занимают по отношению друг к другу то же положение, какое они имели по отношению к своим братьям и сестрам в родительской семье. Например, муж был старшим ребенком в семье, а жена — наоборот, младшей. В этом случае сохраняется комплементарная совместимость. Если же, к примеру, оба были старшими детьми в семье, то могут возникать конфликты на почве власти — «Кто в семье главный».

3) Состыковка по убеждениям и принятым в семье родителей стереотипам поведения мужа и жены. Иначе еще этот феномен называют притиркой характеров, в действительности же происходит притирка стереотипов. Например, в семье мужа считалось, что кормильцем семьи должен быть мужчина, а жена должна заниматься только хозяйством и детьми. А в семье жены было нормой, что оба супруга работают и в равной степени занимаются хозяйством и детьми. В таком случае вероятны ссоры и недопонимания, прежде чем супруги найдут удобный для обоих компромисс или придут к договоренности, устраивающей обоих.

Таким образом, не надо ждать 50-ой годовщины свадьбы, чтобы открыто выразить свои предпочтения, возможно ваш супруг тоже молча терпит, в надежде оправдать ваши ожидания. Нужно открыто обсуждать то, что вам не нравится, не надеясь на то, что ваша вторая половинка прочтет ваши мысли и догадается сама, чего же вам хотелось бы на самом деле. И тогда не будут копиться скрытые обиды к друг другу или на нелегкую жизнь. А последняя будет приносить намного больше радости и удовлетворения.

4) Общая территория (жилье) и совместное хозяйство. Полагаю, тут все понятно.

5) Чувство любви и уважения к партнеру, наличие общих интересов и сходство ценностей. Банально, но остается истиной всегда. Любящим и уважающим друг друга супругам будет легче найти общий язык, договориться несмотря на прочие разногласия, противоречия и несовпадения.

6) Сформированная и четко обозначенная структура семейных ролей. В чем она выражается: за каждым членом семьи закрепляются свои роли, правила поведения, права и вытекающие из них обязанности. Специалисты в области семейной психологии выяснили, какие роли обязательно должны выполняться членами семьи, чтобы отношения в семье были ровными и мирными, и все были довольны.

Этих ролей немного, единственное условие — они все должны быть заняты, распределены между членами семьи. Семейные роли могут распределяться между супругами либо 50 на 50, либо кто-то один берет на себя большую (или основную) ответственность и, соответственно, вытекающие из нее полномочия в данной сфере.

1. Роль кормильца, добытчика денег, материально обеспечивающего семью. Варианты распределения этой роли: либо оба в равной степени, либо вклад одного из супругов значительно превышает в материальном обеспечении семьи (вплоть до полного взятия на семя роли кормильца).

И вот тут мы подходим к самому основному. Почему возникают конфликты, которые могут длиться даже годами. Хотя в норме зачастую присущи только молодоженам и все вопросы распределения ролей решаются в период «притирки характеров».

Поэтому всем молодоженам, собирающимся вступить в брак или тем, кто уже давно живет в браке , но находится в постоянной ситуации семейной войны, психологи предлагают обговорить друг с другом следующие вопросы (см. Приложение к статье), чтобы устранить все возможные причины ссор и недопонимания. Причем нужно стараться достичь компромисса или прийти к варианту, который устраивал бы обоих. Не нужно уступать в том, что важно для вас — лучше уступите в незначительных сферах, чтобы ваш супруг мог сделать то же самое по отношению к вам в том, что существенно, имеет большое значение для вас.

Чем еще могут быть вызваны ссоры между супругами связанные с распределением ролей в семье.

Иногда роли противоречат друг другу или на одного из супругов взваливается (по его молчаливому согласию или к полному неудовольствию) слишком много ролей и связанных с ними обязательств и ответственности.

Встречается и другая крайность — один из супругов, считая себя самым компетентным во всех областях, героически берет на себя практически все роли. Что остается другому — он чувствует себя ненужным, обесцененным, не достойным уважения и, вообще, не может найти своего места в семье. В таком случае остается либо терпеть, с угрозой потерять самоуважение в своих глазах и глазах близких, либо сбежать из семьи куда подальше, туда, где он будет нужен и ценен, сможет реализовать свои способности и возможности.

Общее правило для устранения ссор в семье: все роли, взятые на себя членами семьи, должны отвечать их возможностям и желанию каждого конкретного члена семьи выполнять именно эту роль. Человек, который выполняет ту или иную роль, должен чувствовать, что он реализует важную и ценную роль. Например, нельзя недооценивать работу по дому или по уходу за детьми, предполагая, что самая важная роль — это обеспечить семью материально. Все роли в равной степени важны и нужны, если супруги хотят жить счастливо, мирно, дружно, чувствуя удовлетворение от причастности к своей семье.

При распределении ролей для избежания конфликтов не нужно прямо указывать супругу, чем он должен заниматься. Сначала необходимо обозначить те роли, что вы хотели бы взять на себя и выслушать его встречные пожелания. Далее поделить поровну ответственность в тех ролях, что вы хотели бы выполнять оба. И затем, исходя из возможностей и предпочтений, своих и партнера, распределить оставшиеся незанятыми роли.

Если же какие-то роли останутся не занятыми супругами, то велика вероятность, что появится кто-то третий, «лишний», не имеющий непосредственного отношения к этой семье, кто возьмет на себя выполнение этих ролей, что в свою очередь может привести к разладу между супругами.

Ну и последнее, что нужно знать супругам для того, чтобы не допустить конфликтов — распределение ролей с течением времени может меняться, поэтому их нужно согласовывать друг с другом на каждом этапе жизненного цикла семьи.

Приложение. Вопросы к супругам, касающиеся распределения ролей в семье.

Для диагностики стихийно сформировавшихся семейных ролей с целью их коррекции для разрешения ссор между супругами рекомендуется пройти тест- опросник «Распределение ролей в семье».

Ссоры в семье. Притирка характеров. Как наладить отношения между мужем и женой?

Источник:
Ссоры в семье
Почему происходят ссоры в семье? Чего не знают молодые супруги и те пары, что ссорятся годами? Как создать мир в семье и наладить взаимопонимание между супругами. Рекомендации семейных психологов.
http://psycabi.net/semejnaya-psikhologiya/719-ssory-v-seme-pritirka-kharakterov-kak-naladit-otnosheniya-mezhdu-muzhem-i-zhenoj

COMMENTS