Общение психология

Общение психология

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.)

В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его должности. Без знания основных методов психологии общения бывает очень трудно правильно поставить беседу с аттестуемым, найти нужные слова для аргументации, и, наконец, снизить напряженность конфликтной ситуации, если она возникла.

1. Общение различается по видам:

— Опосредованное общение — предполагает не полный психологический контакт — по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

— Непосредственное — общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.Формальное общение — деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу “эксперт — аттестуемый”,

— Неформальное общение — доверительное, товарищеское, интимное.

— Диалогическое общение — общение между двумя людьми.

— Групповое — общение в группе людей

2. Общение осуществляется разными средствами:

— Вербальное общение (знаковое) — осуществляется с помощью слов.

— Невербальное общение — средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт- аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Невербальные средства общения.

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. “Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план Тем не менее в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)

3 . Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают,

Рассмотрим основные невербальные средства общения.

1. Проксемика, или дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы собеседников. Пороксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Э. Холл выделяет 4 межличностных расстояний для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-50см.) — на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. “Вход” чужого человека в эту сферу ощущается к весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса — средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) — на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

4 ) Публичная дистанция (400-750см.) — на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего — с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция). У каждого человека есть свое “персональное пространство” — такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

При беседе эксперта с аттестуемым старайтесь не переходить черту персонального пространства, выдерживайте расстояние от 100 до 150 см., и старайтесь не удаляться от собеседника, иначе он будет чувствовать себя в роли “подчиненного” и это может вызвать эмоциональное напряжение в разговоре. Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

— Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

— Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”

— Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Для беседы эксперта с аттестуемым лучше расположить стулья под углом 90 друг к другу. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность, внимание с его стороны. Менее удобно мы чувствуем себя с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Ниже приводятся схемы расположения собеседников при общении.

Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство людей.

1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как

правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:

— поворотом корпуса и головы к собеседнику;

— не скрещенным положением ног;

— прямым взглядом в лицо

2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.

— Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.

— Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывает на

то, что слушающий хочет высказаться. Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами -движения различных частей тела. Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук. В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие эмоциональные состояния. Значения некоторых жестов и поз.

Раскрытие руки ладонями вверх

Расстегнут пиджак (или снимается)

Открытость дружеское расположение _

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Чувство собственной вини или напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Кисти рук расслаблены

Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку.

Голова слегка наклонена на бок

Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаза)

Ладонь захватывает подбородок

Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению

Человек расхаживает по комнате

Обдумывание трудного решения

Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Человек прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к говорящему

Человек старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от вас

Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)

Слушающие слегка касаются века, носа

Недоверие к говорящему

При рукопожатии человек держит свою руку сверху

При рукопожатии человек держит свою руку снизу

Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе

Ноги или все тело человека обращены к выходу

Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи

3. Паралингвистические особенности невербального общения .

Речью владеют все, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере слушая его? Цицерон сказал: “Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить ев мысли не может”. В настоящее время — это одна из проблем человеческого общения. Несовершенно! владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим те Паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота звука.

Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; — когда говорят о личных трудностях;

когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его. Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны — о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает! Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели однако не всегда делают поправку на волнение говорящего . Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация-это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего 1 собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, “в интонации соприкасается говорящий со слушающим”. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость — мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение — признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Практика делового общения.

Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно охарактеризовать с помощью 4-х компонентов.

Д — дело, во имя которого мы общаемся, причина общения.

Э — эмоциональное состояние партнеров по общению.

Л — личностные особенности собеседников, их интересы, состояния, отношения.

С — смысл беседы, ее конечная цель.

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как собеседники умеют налаживать контакт друг с другом. Общение всегда подразумевает принятие или внутреннее согласие. При всем многообразии форм делового общения, деловая беседа является наиболее распространенной.

Основные этапы деловой беседы.

1. Начало беседы. Установление контакта. Цель этапа: расположит к себе партнера по общению, сныть эмоциональное напряжение.

2. Ориентация в проблеме. Информирование. Цель: определение истинной проблемы общения, используя техники активного слушания.

3. Аргументация и контраргументация. Цель: принятие обоюдного решения, достижения согласия.

4. Завершение беседы. Цель: оставить хорошее впечатление, дать положительные эмоции. Рассмотрим психологические особенности ведения беседы, а также те техники, которые помогают собеседникам добиться оптимального результата в ходе беседы.

1. Позитивная — переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка — воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Известный психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека — принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия — сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

У эксперта должно быть минимальное проявление эффекта проецирования на люд собственных качеств. Это обычно вызывает установку на ожидание соответствующего поведения (делай, как я это делаю). Часто это проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого (“Я бы так не поступил”). В начале беседы настройтесь на человека, войдите в его положение, почувствуйте его, используйте для этого и вербальные, и невербальные средства. Вспомните простой и эффективный способ снятия напряжения — комплимент. Комплимент-это любезные слова, лестный отзыв, не противоречащий действительности и соответствующий ожиданиям партнера. Достаточно сказать несколько теплых слов человеку, подчеркнуть его значимость напряжение сразу станет убывать. Шутка, которая вызовет улыбку, также способствует разрядке первоначальной напряженности.

Этап 2. Ориентация в проблеме. Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам] “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: “Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего” (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию — послушайте, что Вам говорят.

Тот, кто говорит, может сказать нечто ценное для Вас. Слушайте внимательно, добывайте из этого пользу для себя. При этом концентрируйте внимание на таких аспектах: слушайте, чтобы найти ключевые слова; слушайте, чтобы определить узкие места; слушайте, чтобы определить возможность собственного маневра; слушайте, чтобы найти противоречие в рассуждениях собеседника. Подумайте над этим перечнем, попробуйте его расширить и улучшить.

Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д. 2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями. 3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого. 4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.

В. Промежуточные техники: 5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику. 6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д. 7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” и

т.п. С. Способствует пониманию партнера (активное слушание): 8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял. ”, “Другими словами. ” и т.д.

9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания : “Видимо, потому что. ”, “Если исходить из того, что вы сказали, то. ”

10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является . ”, “Итак. ”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы. А. Не способствует взаимопониманию партнеров: противоречивость

Между собственными высказываниями или поведением и самочувствием, например говорится: “я вас понимаю”, когда нет истинного понимания, формально. В. Способствует взаимопониманию партнеров: Сообщение о восприятии другого партнера. Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например: “Мне кажется, Вас это очень огорчает”, “Вас что-то смущает?” и т.п. Сообщение о собственном самочувствии. Вы сообщаете партнеру, как Вы себя чувствуете в данной ситуации, например: “Я опечален тем, что Вы мне не верите”, “Мне очень обидно это слышать” и т.д. Когда вы хотите сообщить партнеру о вашем эмоциональном состоянии, которое возникло в процессе общения, или связано с каким-либо действиями собеседника, лучше всего использовать технику “Я — послания”.Я — послание. Я — послание — это способ без угроз и оценок дать понять собеседнику, что вы

Предоставление партнеру возможности выговориться.

Вербализация эмоционального состояния: — своего — партнера

Игнорирование эмоционального состояния: — своего — партнера

Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и ДР-)

Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего

Проявление интереса к проблемам партнера

Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера

Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

В случае вашей неправоты — немедленное признание ее

Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее

Предположение конкретного выхода из сложившейся ситуации

Поиск виноватых и обвинение партнера

Обращение к фактам

Переход на “личности”

Спокойный уверенный темп речи

Резкое убыстрение темпа речи

Поддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

Избегание пространственной близости контакта глаз

6.Техники психологической самообороны . Задача техники психологической самообороны предохранить себя от разрушительных действий аргументации собеседника, нападения и манипуляций помочь самому себе справиться со смятением, эмоциональной бурей в душе. Эти техники позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером. Психологическая самооборона требует: 1. использование четких речевых формул;

Таблица 1. Сравнительная характеристика базовых педагогических парадигм

Естественнонаучная педагогическая (технократическая) парадигма

Гуманитарная педагогическая парадигма

Сциентизм как признание самодостаточности науки в постижении человека

Вера в человека. Опора в его понимании на искусство, религию, культуру в целом, в том числе и на науку

Субъект педагогической деятельности (ученый-педагог, учитель) беспристрастен, сопереживание не обязательно

Субъект педагогической деятельности лично заинтересован, поэтому есть сопереживание, вживание

Активность объекта педагогического воздействия во внимание не принимается (отношения носят субъект-объектный характер)

Предусмотрена активная роль ребенка в его постижении, обучении, воспитании (имеют место субъект-субъектные отношения)

Главный метод познания — индуктивный: единичные факты жизни конкретных людей подводятся под общие законы

Преобладает метод дедукции: единичный факт неповторим и самоценен.

Критерий истины — проверяемость и воспроизводимость результатов

Нет точных критериев, поскольку результат всегда неповторим и нов

В познании действительности преобладает логика

Главная роль в постижении пед. действительности и ребенка отведена чувству, интуиции, основанным на любви и доверии к человеку

Гипотеза в познании пед. реальности носит преимущественно закрытый, завершенный характер

Гипотеза носит открытый, вероятностный характер, так как человек до конца не познаваем, в полной мере не постижим

2. Умение вести отчетную документацию по своей деятельности и представить ее на должном уровне. Рекомендации

Указанные выше формы могут рассматриваться и как методы получения информации об уровне сформированности профессиональной деятельности педагога. В этом случае они заносятся экспертом в аттестационную карту в соответствующую графу. Пункт “Программа, которую реализует педагог”. В данном пункте можно отразить:

Четырехлетняя образовательная программа “Инструментальное музицирование на фортепиано” индивидуального обучения детей 6-14 лет. Утверждена решением педсовета 9 сентября 2002 г. Соответствует требованиям дополнительного образования.

Следует отметить, что в заключении не целесообразно указывать степень авторства программы (модифицированная, адаптированная, авторская и т.д.), т.к. данный показатель носит крайне субъективный характер. Это связано с тем, что в каждом конкретном учреждении разработаны и используются свои подходы к классификации программного обеспечения. В экспертном же заключении можно указать авторство программы педагога, если оно подтверждено соответствующим официальным документом — либо сертификатом, либо дипломом участника Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Также можно отметить, если педагог работает по типовой программе (напечатанной в сборнике Министерства образования или официальных сборниках авторских программ).

Принципиального значения степень авторства программы на экспертное заключение не имеет, поскольку наличие данного показателя не находит отражения в нормативных документах по аттестации.

Пункт “Основные методы и технологии, которые использует педагог” экспертного заключения.

Источник:
Общение психология
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ . (Практические рекомендации для экспертов и руководителей.) В работе эксперта главную роль играет умение правильно, профессионально оценить компетентность человека в его
http://sinmun.narod.ru/zayabkahtml.htm

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный — говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей , с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Источник:
Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов
Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/319-psy-obchenia

Психология общения

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения).

Выделяют следующие виды общения:

«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.

Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

Принцип качества информации – не ври.

Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

Умей слушать и понять нужную мысль

Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.

Источник:
Психология общения
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Общение – это процесс взаимодействия
http://studfiles.net/preview/3004014/

Психология общения

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.

Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, поэтому изучая ее – вы открываете перед собой большие возможности. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни.

Источник:
Психология общения
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для
http://psichel.ru/psihologiya-obshheniya/

COMMENTS