Общая психология

Библиотека Гумер

11 Методологические основы изучения человека 12

12 Науки о человеке и человечестве 16

13 Психология как наука 22

14 Основные методы психологических исследований 26

Контрольные вопросы 36

Глава 2 Психология в структуре современных наук 38

21 Представления античных и средневековых философов о душе и сознании 38

22 Метод интроспекции и проблема самонаблюдения 45

23 Бихевиоризм как наука о поведении 49

24 Становление отечественной психологии 53

25 Взаимосвязь психологии и современных наук 56

26 Основные отрасли психологии 62

Контрольные вопросы 68

31 Понятие о психике 70

32 Развитие психики животных 76

Контрольные вопросы 86

Глава 4 Происхождение и развитие сознания человека 88

41 Понятие о сознании 88

42 Культурно-историческая концепция развития психики человека 95

43 Развитие психики человека 98

44 Физиологические основы психики человека 105

Контрольные вопросы 120

51 Общая психологическая характеристика деятельности 122

52 Основные понятия психологической теории деятельности

Операционно-технические аспекты деятельности 125

53 Теория деятельности и предмет психологии 130

54 Физиология движений и физиология активности 135

Контрольные вопросы 147

61 Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов 149

62 Неосознаваемые побудители сознательных действий 156

63 «Надсознательные» процессы 159

Контрольные вопросы 161

71 Общее понятие об ощущении 164

72 Виды ощущений 169

73 Основные свойства и характеристики ощущений 173

74 Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 180

75 Развитие ощущений 183

76 Характеристика основных видов ощущений 184

Контрольные вопросы 198

81 Общая характеристика восприятия 200

82 Физиологические основы восприятия 202

83 Основные свойства и виды восприятия 207

84 Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей 213

85 Предмет и фон в восприятии 216

86 Взаимоотношение целого и части в восприятии 218

87 Восприятие пространства 222

88 Восприятие движения и времени 229

Контрольные вопросы 232

91 Определение представления и его основные характеристики 234

92 Виды представлений 238

93 Индивидуальные особенности представления и его развитие 242

94 Первичные образы памяти и персеверирующие образы 245

Контрольные вопросы 246

101 Определение и общая характеристика памяти 247

102 Основные виды памяти 255

103 Основные процессы и механизмы памяти 261

104 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 275

Контрольные вопросы 281

111 Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности 283

112 Виды воображения 286

113 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 290

114 Индивидуальные особенности воображения и его развитие 292

115 Воображение и творчество 294

Контрольные вопросы 296

121 Природа и основные виды мышления 298

122 Основные формы мышления 304

123 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления 309

124 Основные виды умственных операций 316

125 Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление 321

126 Развитие мышления 325

Контрольные вопросы 331

131 Общая характеристика речи 333

132 Физиологические основы речи 336

133 Теоретические проблемы возникновения речи 340

134 Основные виды речи 344

135 Развитие речи у ребенка 348

Контрольные вопросы 353

141 Понятие внимания 354

142 Основные виды внимания 363

143 Основные характеристики свойств внимания 366

144 Развитие внимания 370

Контрольные вопросы 372

151 Общая характеристика волевых действий 373

152 Основные психологические теории воли 376

153 Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 379

154 Структура волевого действия 383

155 Волевые качества человека и их развитие 387

Контрольные вопросы 391

161 Виды эмоций и их общая характеристика 392

162 Физиологические основы и психологические теории эмоций 400

163 Развитие эмоций и их значение в жизни человека 408

Контрольные вопросы 414

Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 416

171 Психические процессы с точки зрения кибернетической науки 416

172 Теория сигналов и психические процессы 423

173 Информационная структура нервных процессов и психические образы 428

Контрольные вопросы 435

Глава 18 Адаптация человека и функциональное состояние организма 438

181 Общее понятие об адаптации человека 438

182 Общее представление о функциональном состоянии организма 442

183 Общая характеристика состояний организма и психики 448

Контрольные вопросы 455

Глава 19 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 456

191 Понятие об эмоциональном стрессе 456

192 Регуляция эмоциональных состояний 462

Контрольные вопросы 468

201 Общее понятие о личности 470

202 Взаимосвязь социального и биологического в личности 472

203 Формирование и развитие личности 481

Контрольные вопросы 489

Глава 21 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 490

211 Теории личности 490

212 Методология экспериментальных исследований личности 503

Контрольные вопросы 510

Глава 22 Направленность и мотивы деятельности личности 511

221 Понятие о направленности личности и мотивации деятельности 511

222 Психологические теории мотивации 517

223 Основные закономерности развития мотивационной сферы 524

224 Мотивированное поведение как характеристика личности 528

Контрольные вопросы 534

231 Общая характеристика способностей человека 535

232 Уровни развития способностей и индивидуальные различия 539

233 Природа человеческих способностей 545

234 Развитие способностей 548

Контрольные вопросы 551

241 Понятие о темпераменте 553

242 Краткий обзор учений о темпераменте 555

243 Физиологические основы темперамента 560

244 Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 562

Контрольные вопросы 565

251 Понятие о характере 567

252 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 570

253 Формирование характера 579

Контрольные вопросы 581

Ананьев Борис Герасимович 13

Бехтерев Владимир Михайлович 32

Уотсон Джон Бродус 51

Челпанов Георгии Иванович 54

Рубинштейн Сергей Леонидович 55

Павлов Иван Петрович 81

Выготский Лев Семенович 94

Анохин Петр Кузьмич 114

Леонтьев Алексей Николаевич 126

Бернштейн Николай Александрович 138

Фрейд Зигмунд 158

Шеррингтон Чарльз Скотт 170

Фехнер Густав Теодор 174

Лурия Александр Романович 182

Гельмгольц Герман 190

Вундт Вильгельм 230

Теплов Борис Михайлович 240

Эббингауз Герман 251

Смирнов Анатолий Александрович 262

Зинченко Петр Иванович 264

Бине Альфред 312

Гальперин Петр Яковлевич 328

Ухтомский Алексей Алексеевич 358

Узнадзе Дмитрий Николаевич 360

Корнилов Константин Николаевич 378

Джемс Уильям 387

Ланге Николай Николаевич 431

Юнг Карл Густав 494

Хорни Карен Клементина 497

Роджерс Карл Рэнсом 498

Маслоу Абрахам Харольд 500

Жане Пьер Мари Фели 503

Олпорт Гордон Уиллард 507

Макдугалл Уильям 521

Бандура Альберт 533

Гальтон Фрэнсис 544

Валидность и надежность психодиагностического теста 27

Моральные принципы деятельности психолога 30

Перспективы выпускников психологических факультетов 66

Что такое «мозговой штурм»? 323

Гомеостатические механизмы организма 440

Антисоциальная личность 515

Из истории психологии

Классический эксперимент И П Павлова 82

Исследования функциональной асимметрии мозга 112

Теория научения 128

Теории слуха 192

Теории цветового зрения 196

Феноменальная намять 280

Патология воли 381

Что является механизмами сознания? 96

Существует ли явление «ней»? 154

Как происходит передача информации от рецептора в мозг? 166

Как человек распознает объекты? 204

Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? 226

Можно ли изучать представления? 237

Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256

Амнезия детства 278

Что такое творческая личность?287

Что является физиологической основой мышления? 302

Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? 342

Что является материальной основой внимания? 356

Из чего состоит эмоция человека? 406

Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?418

Что формирует личность: наследственность или среда? 474

Агрессивное поведение 530

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А .А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин

Москва • Харьков • Минск

Серия «Учебник нового века»

М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© А Г Маклаков, 2000

© Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ЗАО «Питер Бук» 196105, Санкт-Петербург, ул Благодатная, 67 Лицензия ИД № 01940 от 050600 Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

953000 — книги и брошюры

Подписано в печать 250601 Формат 70х 100’/^ Усл п л 47,73 Доп тираж 7000 экз Заказ № 976 Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им А М Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр, 15

Источник:
Библиотека Гумер
Маклаков А. Общая психология скачать электронные книги психолога
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/

Общая психология

Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.

Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.

Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности.

Предметом общей психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах [ источник не указан 2226 дней ] .

Задача общей психологии — исследование психических явлений.

Общая психология изучает следующие психические процессы [1] :

Источник:
Общая психология
Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Общая психология

СПб.: 2008 — 583 с.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, се индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Формат: pdf (20 16 , 583с.)

Формат: doc (2008, 583с.)

Формат: doc / zip (2001, 592с.)

Скачать / Download файл

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

1.2. Науки о человеке и человечестве

1.3. Психология как наука

1.4. Основные методы психологических исследований

Глава 2. Психология в структуре современных наук

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении

2.4. Становление отечественной психологии

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук

2.6. Основные отрасли психологии

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

3.2. Развитие психики животных

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека

4.3. Развитие психики человека

4.4. Физиологические основы психики человека

Глава 5. Психологическая теория деятельности

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности

5.3. Теория деятельности и предмет психологии

5.4. Физиология движений и физиология активности

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

6.3. "Надсознательные" процессы

Глава 7. Ощущение

7.2. Виды ощущений

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

7.5. Развитие ощущений

7.6. Характеристика основных видов ощущений

Глава 8. Восприятие

8.2. Физиологические основы восприятия

8.3. Основные свойства и виды восприятия

8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

8.5. Предмет и фон в восприятии

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии

8.7. Восприятие пространства

8.8. Восприятие движения и времени

Глава 9. Представление

9.2. Виды представлений

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы

Глава 10. Память

10.2. Основные виды памяти

10.3. Основные процессы и механизмы памяти

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Глава 11. Воображение

11.2. Виды воображения

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие

11.5. Воображение и творчество

Глава 12. Мышление

12.2. Основные формы мышления

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления

12.4. Основные виды умственных операций

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

12.6. Развитие мышления

13.2. Физиологические основы речи

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи

13.4. Основные виды речи

13.5. Развитие речи у ребенка

Глава 14. Внимание

14.2. Основные виды внимания

14.3. Основные характеристики свойств внимания

14.4. Развитие внимания

15.2. Основные психологические теории воли

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

15.4. Структура волевого действия

15.5. Волевые качества человека и их развитие

Глава 16. Эмоции

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью

17.2. Теория сигналов и психические процессы

17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма

18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

19.2. Регуляция эмоциональных состояний

Глава 20. Личность

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности

20.3. Формирование и развитие личности

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности

21.2. Методология экспериментальных исследований личности

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности

22.2. Психологические теории мотивации

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности

Глава 23. Способности

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия

23.3. Природа человеческих способностей

23.4. Развитие способностей

Глава 24. Темперамент

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте

24.3. Физиологические основы темперамента

24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Глава 25. Характер

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

25.3. Формирование характера

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ

Бехтерев Владимир Михайлович

Уотсон Джон Бродус

Челпанов Георгии Иванович

Рубинштейн Сергей Леонидович

Павлов Иван Петрович

Выготский Лев Семенович

Анохин Петр Кузьмич

Леонтьев Алексей Николаевич

Бернштейн Николай Александрович

Шеррингтон Чарльз Скотт

Фехнер Густав Теодор

Лурия Александр Романович

Теплов Борис Михайлович

Смирнов Анатолий Александрович

Зинченко Петр Иванович

Гальперин Петр Яковлевич

Ухтомский Алексей Алексеевич

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Корнилов Константин Николаевич

Ланге Николай Николаевич

Юнг Карл Густав

Хорни Карен Клементина

Роджерс Карл Рэнсом

Маслоу Абрахам Харольд

Жане Пьер Мари Фели

Олпорт Гордон Уиллард

Это необходимо знать

Моральные принципы деятельности психолога

Перспективы выпускников психологических факультетов

Что такое "мозговой штурм"?

Гомеостатические механизмы организма

Из истории психологии

Исследования функциональной асимметрии мозга

Теории цветового зрения

Существует ли явление "ней"?

Как происходит передача информации от рецептора в мозг?

Как человек распознает объекты?

Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?

Можно ли изучать представления?

Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти

Что такое творческая личность?

Что является физиологической основой мышления?

Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком?

Что является материальной основой внимания?

Из чего состоит эмоция человека?

Сможет ли "искусственный интеллект" заменить мозг человека?

Что формирует личность: наследственность или среда?

Источник:
Общая психология
Скачать: Общая психология. Маклаков А.Г. (doc)
http://www.alleng.ru/d/psy/psy046.htm

Павел Николаевич ШишкоедовОбщая психология

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других. Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ????\’ — душа) и «логос» (греч. ??\’??? — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Источник:
Павел Николаевич ШишкоедовОбщая психология
В предлагаемом учебном пособии в сжатой концентрированной форме изложен полный курс предмета «Общая психология». В книге рассматриваются базовые термины и понятия науки, основные подходы и методы иссл…
http://rubooks.org/book.php?book=3676

COMMENTS