Невроз головы

Иглоукалывание и неврозы

Наиболее часто применяемые точки:

Процедуры делают ежедневно или через день. Лечение неврастении проводят строго индивидуально, так как эффект его зависит от особенностей склада личности, формы и степени функциональных расстройств высшей нервной деятельности.

При неврастении, как и при всех формах неврозов, имеются показания к применению иглоукалывания, воздействующей благотворно на нервную систему в общем. Вместе с тем в ходе лечения важно выяснить фактор, истощающий нервную систему (переутомление, интоксикация, инфекция, физические и психические травмы или органические заболевания центральной нервной системы).

Лечение следует начинать с воздействия на общеукрепляющие точки. Затем, учитывая, что заболевание проявляется комплексом невротических жалоб и симптомов (головная боль, головокружение, нарушение сна, неустойчивость настроения, боли в области сердца, диспепсические и половые расстройства и т. д.), подключаются точки соответственно симптомам.

При гиперстеническом синдроме и раздражительной слабости пользуются вторым вариантом тормозного метода. При астеническом синдроме целесообразно применение второго варианта возбуждающего метода. Выбор точек при неврастении зависит от преобладания основных симптомов заболевания. Рекомендуется проводить три курса по 10 сеансов иглоукалывания с семидневным перерывом между курсами лечения. Лечение проводят в амбулаторном порядке или в санаторно-курортных условиях. Количество курсов лечения может зависеть от глубины функционального расстройства нервной системы.

а) Головная боль

Применяют точки в зависимости от локализации головной боли.

Лобная и теменная области:

Пример сочетания точек:

Первый день: бай-хуэй, да-чжуй, цюй-чи;

Второй день: шан-син, хэ-гу, сань-инь-цзяо;

Третий день: хоу-дин, инь-тан, цзу-сань-ли или нэй-гуань и т.д.

Пример сочетания точек:

Первый день: хоу-дин, сань-цзяо-шу, шэнь-мэнь;

Второй день: фэн-чи, вай-гуань, цзу-сань-ли;

Третий день: синь-шэ, тао-дао, цюй-чи и т.д.

Примерное сочетание точек:

Первый день: тоу-вэй, ци-хай, хэ-гу;

Второй день: сюань-ли, гуань-юань, шэнь-мэнь;

Третий день: тай-ян, гань-шу, цзу-сань-ли и т.д.

При общей боли головы применяем точки:

бай-хуэй, тоу-вэй, фэн-чи, хэ-гу, цзу-сань-ли.

В последующие сеансы делаем подобные сочетания.

При головной боли и головокружении рекомендуется сочетать местные точки с отдаленными. Могут также применяться лишь отдаленные точки. Используют первый вариант тормозного метода. Боли в лобной области, связанные с невралгией затылочного нерва, могут купироваться уколом в точку фэн-чи (78). Иногда в этой точке следует делать медленные вращения иглой до получения иррадиирующих ощущений от затылка к ушной и лобной областям. В отдельных случаях головная боль прекращается от укола в точки бай-хуэй, фэн-чи (2 точки) с оставлением иглы на 1—2 часа.

Применяют второй вариант тормозного метода: после введения иглы проводят длительное время вращательные движения, чередуя три минуты вращения с тремя минутами покоя на протяжении 15 мин. Когда больной засыпает, иглы оставляются еще на 15—20 минут. В точках цзу-сань-ли и вай-гуань можно проводить очень поверхностный укол (до 0,3—0,5 см) медленным вращением иглы в течение одной минуты.

г) Общая слабость

Применяют второй вариант возбуждающего метода.

Приведенные точки вводятся в комплекс лечения заболевания в целом. Кроме того, если имеются диспепсические явления, то используют точки цзу-сань-ли, сань-цзяо-шу, вэй-шу, хэ-гу. При нарушении половой функции у мужчины прежде всего проводят иглоукалывание в точках вэй-шу, чжун-цзи, гуань-юань, мин-мэнь. При иглоукалывании следует избегать возникновения у больного чувства напряжения. Необходимо поддерживать у него бодрость, жизнерадостность. Больной должен соблюдать режим труда и отдыха, питания и ежедневно заниматься утренней гимнастикой.

По своим проявлениям симптомы истерии весьма многообразны и полиморфны. Чаще наблюдаются нарушения чувствительной сферы, расстройства двигательной сферы (параличи, дрожание, контрактуры), речи и нарушения вегетативной нервной системы в виде рвоты, поносов, запоров, обмороков и других нарушений. Поэтому выбирают точки в зависимости от преобладания симптомов, сочетая их с общеукрепляющими точками. Применяемые точки при припадках:

Применяемые точки при припадках:

При расстройстве зрения:

При расстройстве речи:

При психомоторном возбуждении:

При истерическом плаче и тоске:

Во время приступа судорог применяют первый вариант тормозного метода: необходимо нанести очень сильное раздражение. При легких припадках можно ограничиться надавливанием концом пальца или иглоукалыванием в точки жэнь-чжун или хэ-гу.

При расстройствах речи проводят интенсивное по силе иглоукалывание, при психомоторном возбуждении применяют второй вариант тормозного метода. При учащении припадков истерии после первых процедур не следует прекращать лечение, а необходимо продолжать раздражения. Если по окончании припадка остаются отдельные симптомы в виде смены настроения — смех, возбуждение, плач, то используют второй вариант метода торможения. Во время психомоторного возбуждения необходимо остерегаться искривления иглы. Для полного излечения больного достаточно применения одного курса продолжительностью в 10 дней.

Иглоукалывание проводят ежедневно, лучше в утренние часы.

Методика лечения зависит от формы заболевания и преобладания симптомов. Если больной находится в состоянии возбуждения, применяют первый вариант тормозного метода, при угнетенном, заторможенном состоянии — первый вариант возбуждающего метода. Обычно лечение проводят, сочетая точки головы или шеи с точками на нижних конечностях; точки спины с точками верхних конечностей. Так, например, если больной испытывает страх перед темнотой, то иглоукалывание следует делать в две точки фэн-чи и две сань-инь-цзяо. Процедуру проводят в вечерние часы. Если больной испытывает страх перехода улицы, то процедуру делают в утренние часы в точках бай-хуэй, двух цзу-сань-ли. После процедуры больного нужно заставить перейти улицу. То же делают и при испытании страха высоты.

На лечение достаточно два курса по 10 дней с перерывом в 7 дней.

Парные точки применяют с обеих сторон. Процедуры проводят ежедневно или через день. Иглоукалывание делают, как правило; по второму варианту тормозного метода. Наиболее часто сочетаются точки:

а) бай-хуэй, цзя-чэ, ле-цюе;

б) фэн-чи, да-ин, и-фэн, хэ-гу;

в) фу-ту, цзинь-цзинь-юй-е, тянь-ту, ле-цюе и т.д.

Иглы оставляют на 15—20 минут. В зависимости от тяжести страдания курс иглоукалывания проводят от 5 до 15 сеансов. Заикание, продолжавшееся более четырех лет, требует проведения лечения в два-три курса. Перерыв между курсами 7—10 дней.

Сексуальные неврозы (поллюция и импотенция)

В клинике неврозов определенное место занимают сексуальные нарушения (импотенция и др.). Однако половые расстройства чаще проявляются в виде синдрома, входящего в симптомокомплекс преимущественно неврастении. Лишь в отдельных случаях половые расстройства можно рассматривать как системный невроз. В первом и втором вариантах иглоукалывание является важным элементом комплексной терапии.

Сочетание точек при импотенции:

Особенно длительный укол в точку гуй-лай.

Лечение следует начинать с иглоукалывания в общеукрепляющие точки с постепенным переходом на сегментарные точки. Используют в основном только возбуждающий метод воздействия, обязательно учитывают состояние нервной системы.

При поллюции в отличие от методики при импотенции применяют второй вариант тормозного метода в точки на животе и на спине одинаково. Производят медленные вращательные движения с элементами пунктирования до вызывания легких ощущений, иррадиирующих в головку мужского полового органа.

При импотенции применяют второй вариант возбуждающего метода в точках области живота и второй вариант тормозного метода в точках области спины. При возбуждающем методе рекомендуется вводить иглу до появления ощущений, иррадиирующих в головку мужского полового органа, при этом производится вибрирующее движение, и быстро извлекается игла.

Процедуры проводят ежедневно. Курс лечения 5 дней; всего применяют три курса с перерывом в 2—3 дня. После проведения трех курсов лечения делают перерыв до одного месяца, затем повторяют один-два курса лечения, продолжительностью в 7 дней с различными вариантами сочетания точек. Если половые расстройства являются одним из симптомов неврастении, тогда показано лечение основного заболевания.

Энурез ночной (ночное недержание мочи)

Причин заболевания множество. Основным патогенетическим фактором является ослабление исходящих тормозных влияний мозговых центров на спинальные центры мочеиспускания, особенно во время сна. Иглоукалывание — эффективный метод при лечении этого заболевания. Детям, страдающим энурезом, следует проводить лечение с 6—7-летнего возраста.

Источник:
Иглоукалывание и неврозы
Биологически активные добавки тяньши — заказать доступку на дом курьером или почтой. Самые эффективные методы лечения при помощи БАД.
http://www.tiensmed.ru/articles/ig14.html

Невроз головы

Фалеев А. В. — АнтиМалахов.

Вообще, ко мне приходит много писем с просьбой помочь разобраться в тех или иных конфликтах сознания и подсознания — кто-то сильно устает на работе, кто-то, наоборот, от работы испытывает жесточайшую скуку, кто-то описывает мне свои семейные проблемы, кто-то выражает недовольство собой или своим телом, кто-то боится что не сможет себя реализовать и сделать свою жизнь интересной, кто-то болеет чем-то психосоматическим и т.д. Во истину, человечество переживает глобальную эпидемию неврозов.

А причина возникновения невроза — в голове. Если рыба гниет с головы, то человек тем более гниет с головы. Самый большой источник собственной опасности, источник все своих проблем и собственного несчастья человек носит на своих плечах. Но там же он носит и собственное спасение.

Дело в том, что есть прекрасное средство борьбы сразу со ВСЕМИ неврозами БЕЗ разбора. Т.е. по большому счету вовсе не нужно разбираться в причинах конфликта сознания и подсознания, достаточно привести в порядок собственные мысли и этот конфликт сам собой исчерпается. И я хочу вам рассказать об этом средстве.

Я, наверное, вас не удивлю, если скажу, что большинство стрессов связано просто с беспорядочной работой наших мыслей. Грубо говоря, из-за того, что у нас в голове творится бардак, из-за этого и появляются стрессы, которые приводят к различным неврозам.

На тему неврозов были проведены многочисленные исследования. И я хочу поделиться с вами результатами одного исследования, которое касалось изучения количества неврозов в разные периоды времени.

В ходе этого исследования был установлен поразительный факт: во время больших войн, глобальных эпидемий и катастроф, количество неврозов уменьшается практически до нуля!

А невроз, это такая опасная штука, которая является причиной возникновения всех психосоматических заболеваний (нейродермит, бронхиальная астма, язвенная болезнь, неспецифический язвенный колит, инфаркт миокарда и многое др.). Невроз является причиной приобретения патологических зависимостей в виде наркомании, алкоголизма, излишнего переедания.

Так вот, как оказалось, количество этих заболеваний, в ходе глобальных войн падает практически до нуля.

Когда вокруг гремят взрывы, солдаты ходят под пулями и не знают, будут они завтра живы или нет, когда на их глазах погибают друзья и близкие, когда вся страна напрягает силы, и в тылу люди вынуждены работать по 15-20 часов в сутки, когда с фронта приходят похоронки каждый день, то в это страшное время практически никто не болеет неврозами и психосоматическими заболеваниями.

Примерно такая же картина наблюдается в первые послевоенные годы — годы восстановления разрушенного войной хозяйства.

Зато лет через 12-15 после войны, когда все раны уже затянулись и жизнь налажена, количество неврозов резко подскакивает вверх. Количество невротических заболеваний достигает пугающих размеров, сейчас 70-75% всех обращений в поликлинику связаны с психосоматическими заболеваниями, т.е. с неврозами. Наркомания и алкоголизм становятся нормой жизни, а самоубийства выходят на второе место по причине смертности (после сердечно-сосудистых заболеваний), оставляя позади даже раковые заболевания.

Объясняется все просто — во время войны все мысли человека направлены на одно. Его мысли заняты вполне реальными делами — как бы победить. Мысль о победе присутствует как фон в любое время дня и ночи. Грубо говоря, у человека в этот период нет никакого беспорядка в мыслях, а есть ясная и четкая цель, перед которой меркнут все остальные, обычные для мирной жизни, переживания. Человек борется, занят спасением своей страны.

В мирное время человек, как правило, думает о чем попало. Никаких фоновых мыслей у него нет. В голове — каша из беспорядочных недодуманных обрывков мыслей.

И именно в этом причина неврозов и стрессов — в наших беспорядочных мыслях. В отсутствии концентрации на чем-то одном. В рассеянности.

Поэтому, для того, чтобы избавить себя от стрессов, психосоматических заболеваний и патологических зависимостей (в том числе от еды, сигарет, алкоголя), задача каждого современного человека — привести в порядок свои мысли. Научиться концентрироваться. Научиться думать.

Все наши проблемы таятся в нашей же голове — в неправильной ее работе. И только разобравшись со своей головой, мы сможем спасти себя от неврозов.

И здесь нам на помощь приходит современная психологическая наука.

Есть такой закон человеческой психики — человек может удерживать свое внимание одновременно на трех динамических объектах. И в тот момент, когда этих объектов как раз и становится три, то наступает внутреннее успокоение.

Это очень важный закон психики и мы должны научиться им пользоваться!

Вы, наверняка, замечали, что приятно смотреть на огонь, льющуюся воду, ветерок в кроне деревьев, плавающих рыбок в аквариуме. Это как раз и есть проявление того факта, что, наблюдая за тремя динамическими процессами (языками пламени, перекатами волн, листьями деревьев, рыбками), мозг человека занят полностью и ни на какое беспокойство просто не остается ресурсов. Именно от этого человек расслабляется, перестает беспокоиться. Неврозы его покидают.

Отсюда следует очень простой вывод — если как можно чаще занимать свой мозг наблюдением за тремя динамическими (т.е. изменяющимися в течение времени) объектами, то никаких неврозов не будет.

Итак, наука предлагает нам для лечения любых форм невротических заболеваний и зависимостей направлять свое внимание на три изменяющихся объекта. Самый простой способ — прогулка пешком.

Во время прогулки нужно соблюдать два условия — сосредоточить внимание на том, что вы видите и на том, что вы слышите. Таким образом, вы и сосредоточите внимание на трех динамических объектах: 1 — вы идете и следите за равновесием, 2 — вы слушаете окружающие вас звуки, которые в каждый момент разные, 3 — вы смотрите на окружающий вас пейзаж, который тоже изменяется.

Вместо одного из пунктов врачи-психотерапевты иногда рекомендуют напевать какой-нибудь куплет — это отвлечет внимание мозга и он будет занят обслуживанием этих трех динамических объектов, а на беспокойство просто не останется ресурсов.

Избавившись от беспокойства и лишних мыслей, человек обретает способность к концентрации.

Вот такой внешне простой способ обретения душевного равновесия.

На самом деле, конечно, достаточно трудно все время во время ходьбы себя ощущать — слушать, смотреть и не отвлекаться. И поэтому я предлагаю посмотреть, оглянуться по сторонам и подумать, а как же наши предки находили выход в подобных ситуациях.

Вы удивитесь, но именно подобными психотерапевтическими упражнениями наполнены все религиозные практики буддизма, индийской йоги, китайского цигун, христианства, суфизма и других эзотерических учений. Все они придуманы для того, что успокаивать человека и убирать стрессы.

В этих религиозных практиках таиться огромный потенциал. Я напомню, что до 75% людей, приходящих сейчас в поликлиники, болеют психосоматическими заболеваниями. А это значит, что только через успокоение и избавление от неврозов можно их вылечить.

Ожирение стало бичом человечества, и только после того, как человек приведет в порядок свои нервы, он перестанет переедать. То же самое касается алкоголизма, наркомании, трудоголии, игромании и других зависимостей.

Именно поэтому все те психологические практики, которые предлагают религии для успокоения, сейчас очень востребованы. Просто о них мало кто знает за пределами церквей, синагог, мечетей и храмов.

Все эти практики связаны с дыханием. Вернее за наблюдением за дыханием. Они не требуют изменения ритма и глубины дыхания.

Наилучшей из этих практик я считаю технику, которая широко применяется в православном христианстве и которая называется Иисусова (сердечная) молитва.

Техника заключается в следующем: вдох мысленно направляете в сердце и произносите «Господи, Иисусе Христе», выдох мысленно направляете из сердца во внутренний объем своего тела и произносите «помилуй мя!».

Все это произносится мысленно, без всяких задержек дыхания, вдох и выдох через нос, ритм дыхания естественный.

Иисусова молитва состоит из трех динамических объектов — мы следим за дыханием, мы концентрируемся на области сердца, мы произносим слова. Следовательно, в тот момент, когда мы произносим Иисусову молитву, мы расслабляемся. Из мозга уходят все посторонние навязчивые мысли, мы избавляемся от неврозов и патологических зависимостей, мозг приобретает способность к концентрации и творческой активности.

С точки зрения психологии, наступает тот же самый эффект, что и при разглядывании языков пламени костра, льющейся воды, рыбок в аквариуме и т.п.

Таким образом, Иисусова молитва — один из лучших способов добиться отдыха для мозга, один из лучших способов избавиться от беспорядка в собственной голове и бесцельного движения одних и тех же мыслей по кругу.

Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия».

Прекрасные слова! Да, именно этого мы и хотим добиться — безмолвия в собственной голове. И тогда каждая наша мысль станет яркой, отчетливой, концентрированной.

Но это еще не все. Главная цель православных подвижников — научиться произносить слова этой молитвы ВСЕГДА — 24 часа в сутки, даже во сне, или, как это называют в православии, надо сделать молитву «самодвижущейся», т.е. работающей автоматически без вмешательства сознания.

Иисусова молитва является сердцем православия. В официальном православии есть внутреннее течение, называемое «исихазм» (от греческого слова «исихия» – «безмолвие»).

Исихаст — это тот, кто стремится к внутренней тишине и безмолвию, тот, кто слушает.

Главная цель исихазма — посредством постоянной практики Иисусовой молитвы приблизить человека к Богу, в постепенном проявлении в человеке Божественного.

Я, честно говоря, был очень удивлен, когда узнал, что исихасты главным и единственным условием достижения в себе Божественного считали непрестанное произнесение Иисусовой молитвы. И список тех, кто практиковал Иисусову молитву впечатляет. Все Святые Отцы православной церкви были исихастами.

Иисусову молитву практиковали и всячески пропагандировали Сергей Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие, чьи имена действительно, спустя сотни лет вспоминаются людьми с искренним уважением.

Вот, например, что пишут очевидцы в воспоминаниях о Серафиме Саровском: «Преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему — и монахам, и мирским, и говорил:

«Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И в этом да будет все твое внимание и обучение.

С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте» (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82-83).

Других советов Серафим Саровский не давал — он считал, что произнесение Иисусовой молитвы заменяет все другие советы.

Есть два варианта произнесения Иисусовой молитвы:

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя» «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (Кстати, обратите внимание, что «золотое сечение» падает в обоих случаях одинаково на слово «помилуй») Иногда советуют не привыкать к одному произнесению, а время от времени заменять их одно на другое.

Отцы церкви выделяют два пути достижения дара Святого Духа (т.е. проявление Божественного в человеке).

Вот что об этом пишет св. Григорий Синаит:

«К этому ведут следующие два способа.

Во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск.

Во-вторых, приходит он в явление и раскрывается НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ГОСПОДА ИИСУСА, или, что то же, непрестанною памятию о Боге.

И первое средство могущественно, но второе МОГУЩЕСТВЕННЕЕ, так что и первое получает от него полную свою силу.» Т.е. Отцами Церкви признается, что Иисусова молитва более верное средство пути к Богу, чем исполнение всех заповедей, высказанных в Новом Завете, потому что включается их в себя. Они считали, что Иисусова молитва — это краткий пересказ и смысл всего Нового Завета.

Кстати, интересен еще и такой факт. В православии, при пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит:

«Приими брате меч духовный Иже есть глагол Божий, Его же и посей во устах твоих Во уме же и сердце и глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Таким образом, всякому иноку эта молитва дается как наставление, как заповедь, как прямое руководство к действию.

Кроме того, Иисусова молитва — это то место, где разошлись пути Восточного и Западного христианства. Иисусова молитва — это «внутреннее делание» — внутренняя работа по достижению безмолвия, внутреннее созерцание.

Западное христианство (католичество) пошло другим путем — внешним, вещественным. Отсюда и попытка движение за Христом в области внешнего — Крестовые походы, устремление освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним).

Все это показывает, какое большое значение уделяет православие непрерывной, длящейся круглые сутки на протяжении всей жизни, Иисусовой молитве.

К чему я все это пишу? Только к тому, что если вы верующий христианин, то лучшего средства для борьбы с неврозами вы не найдете. Это методика используется уже 15-16 веков (c IV века) и очень удачна. Впрочем, как уверяют практики, и неверующему человеку эта молитва приносит избавление от невроза.

Кстати, похожие методики есть во всех религиях.

Например, даосизм (китайский цигун) использует «для выращивания пилюли бессмертия» дыхание через нижний «дань-тянь» (низ живота). К примеру, одна из простейших техник такова — на вдохе в низ живота втягивается мысленно энергия из всех точек на поверхности тела, на выдохе — из низа живота энергия направляется на все точки на поверхности тела. Дышать точно так же — непрерывно в течение 24 часов в сутки.

Исламские суфии используют технику концентрации «зикр» — т.е. концентрации на имени Божьем («Нет Бога, кроме Аллаха»). Зикр (имя Бога) повторяется вначале вслух, а затем про себя. В идеале, практика «зикр» продолжается в каждый момент времени жизни суфия, как это следует из наставлений: «Присутствуйте в каждом дыхании. Не позволяйте своему вниманию отвлекаться даже на период одного дыхания. Помните себя всегда и во всех ситуациях». Т.е. мы видим все то же самое требование — мысленное обращение к имени Бога на протяжении всех 24 часов в сутки, поддержание этой молитвы даже и в гуще обычной деятельности, и во сне. Замечу, что часто «зикр» сочетают с различными танцам.

Индуисты практикуют «джапа» (безмолвное произнесение мантры). Начинающие минимум 6 часов в день, перебирая бусы, повторяют имя своего Божества с каждой бусиной один раз. Другим вспомогательным средством является синхронность повторения с дыханием или с ударами сердца. Постепенно такая практика доводится до 24 часов в сутки.

Иудеи используют «кавванах» («прилипание к мысли»), целью которого является состояние «девекут» (соединения души с Богом), «в котором вы постоянно помните о Боге и его любви, и до такой степени неразрывно связаны с ним мысленно, что даже когда разговариваете с кем-то, то ваше сердце не с этим человеком, а все еще пребывает перед Богом». Другими словами, все то же самое — в каждый момент нужно поддерживать в мозгу процесс, которые занят мыслями о Боге.

В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии.

Конечно, они отличаются, но в целом очень похожи. Главная задача каждой из этих техник добиться существования внутри своей головы фонового процесса, который в каждый момент времени наблюдает за дыханием и произносит имя Бога.

В результате этого человек сначала достигает спокойствия, успокоения мыслей, а по мере практики, попадает в специфическое состояние бесконечного блаженства.

А дальше уже система верований, к которой принадлежит человек, определяет то, как он интерпретирует свои переживания этого блаженства и какие ярлыки он на них наклеивает.

Когда суфий входит в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств, и его единственной мыслью является мысль об Аллахе, он знает, что это «фана». Йогин, который вошел в состояние, в котором он больше не ощущает своих чувств и мысли его сфокусированы на его божестве, скажет что он вошел в состояние Самадхи. И т.п.

Множество названий использовались для обозначения одного и того же состояния: «Дхьяна», «Самадхи», «Фана», «Даат», «Турийя», «Великая фиксация», «трансцендентное сознание».

Все они относятся к одному и тому же состоянию со схожими характеристиками. Эти многочисленные термины для обозначения одного и того же состояния пришли к нам соответственно из Буддизма, Раджа-йоги, Суфизма, Каббалы, Кундалини-йоги, Дзен и Трансцендентной Медитации.

На самом деле все это одно и тоже — состояние спокойного, сконцентрированного ума, которого и добиваются эти древние религиозные практки.

Но мне бы хотелось пойти немного дальше и взглянуть на эти практики несколько с другой стороны — не со стороны психологии или религии, а со стороны физики. А точнее с точки зрения синергетики — науке о самоорганизации систем.

Как вы уже знаете, наш мозг состоит из двух систем — подсознания и сознания.

Подсознание — это то, что досталось нам от животных. Это безусловные и условные рефлексы, управление внутренними органами, гормонами, мышцами и т.п.

Сознание — это то, что делает нас людьми.

Т.е. подсознание — это наша животная часть, сознание — это наша человеческая часть.

Все специальные исследования, посвященные этому вопросу, четко указывает, что обычный человек в своей жизни поступает так, как велит подсознание. Именно поэтому в нашей жизни эмоции значат больше, чем доводы разума, именно поэтому столько обращений в поликлиники с психосоматическими заболеваниями, столько разводов и не удавшихся браков, столько несчастья в глазах встречных женщин и мужчин.

Потому что подсознание — это наша животная часть. А в животном мире царствует закон естественного отбора — «или съешь ты, или съедят тебя».

Иван Михайлович Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» отмечал: «Животное живет в условии постоянных боевых действий».

Наше подсознание, как и подсознание любого животного, миллионами лет эволюции приспособлено к ситуации, когда кругом враги и когда нападение может быть совершенно в любую секунду. Оно готово к нападению, оно ждет его. Оно везде видит врагов и находит их даже там, где их нет.

В начале XX века, даже была такая теория «социал-дарвинизма» (Г.Спенсер), суть которой можно выразить в нескольких словах: «человек человеку враг, и победит сильнейший » (Джек Лондон эту теорию красочно и подробно изложил в романе «Морской волк»).

Все бы так и было, если бы люди не имели сознания и были бы животными.

Но люди имеют сознание.

А у сознания совсем другие законы. Сознание живет по законам сотрудничества.

«Сотрудничество эффективнее конкуренции» — это открытие, за которое экономист Джон Нэш получил в 1994 г Нобелевскую премию. Про Дж.Нэша и его теорию был снят фильм «Игры разума», который в 2001г был удостоен «Оскара».

Джон Нэш свое открытие сделал в ту пору, когда еще был студентом. В фильме «Игры разума» есть замечательный эпизод, где Джон Нэш объясняет суть своего открытия своим сокурсникам.

Источник:
Невроз головы
Фалеев А. В. — АнтиМалахов. Вообще, ко мне приходит много писем с просьбой помочь разобраться в тех или иных конфликтах сознания и подсознания — кто-то сильно устает на работе, кто-то,
http://medbookaide.ru/books/fold1002/book1703/p35.php

COMMENTS