Город петра в иордании

Город Петра в Иордании

Петра являлась столицей Идумеи (Едома), позже стала столицей Набатейского царства. Петра, в переводе с греческого – это камень, скала. А находится город Петра в современной Иордании, где располагается на высоте больше, чем 900 метров над уровнем моря, над долиной Аравы (на высоте 660 метров), в узком каньоне под названием Сик. Появилась Петра более чем 4 тысячи лет назад.

Попасть в долину Аравы можно только сквозь ущелья, которые проходят с юга и севера, а с запада и востока ее окружают отвесные скалы, образующие стены высотой около 60 метров.

Петра – это поистине уникальный памятник истории и всей цивилизации. Сейчас у историков нет единого мнения, чем является Петра – древней столицей, городом-крепостью или погостом древнейшей цивилизации набатейцев.

Петра насчитывает более 800 строений: священных храмов, гробниц, хранилищ и водных каналов, лавок торговцев и самых разнообразных зданий, которые высечены в утесах необыкновенного розово-красного цвета.

Жители Петры – набатеи, научившись искусно собирать воду, также мастерски овладели и умением работать с камнем, благодаря чему, Петра и являлась уникальным городом из камня, единственным в Римской империи. Строившие сказочный город набатеи с огромным терпением и мастерством высекали из камня дома, храмы и склепы. Возможно это стало благодаря удачно выбранному месту среди красных песчаников, отлично подходящих для строительства. Таким образом, к I веку н.э. в самом сердце пустыни появился настоящий каменный город Петра.

Петра лежала на перекрестке двух очень важных торговых путей, один из которых соединял Дамаск с Красным морем, а другой – Персидский залив и Газу на побережье Средиземного моря.

Так караваны, идущие от Персидского залива и везущие драгоценные пряности, долгими неделями мужественно переносили жесткие условия Аравийской пустыни, но, достигая узкого каньона Сик, торговцы попадали в долгожданную Петру. Именно Петра была для них тем местом, где можно было получить долгожданную пищу, кров и животворную воду.

Долгие годы Петра богатела за счет торговли, но со временем этот торговый путь исчерпал себя, и постепенно Петра опустела, затерявшись в песках.

Интересно, что многие постройки в Петре были созданы разными хозяевами города и в разные эпохи, так как Петрой владели не только набатеи, но и идумеи, римляне, арабы, византийцы и даже крестоносцы.

Сегодня в Петре множество хорошо сохранившихся построек, высеченный в камне и дающих полное представление о былом великолепии этого города – это и храмы, и дворцы, и гробницы, и античный театр, и множество самых разных построек.

Сегодня Петра обрела новую жизнь, отличную от той, что вела когда-то, сегодня Петра – город-музей. Где первыми вас встретят арабы с ездовыми животными, на которых можно преодолеть ущелье Сик. Желающие могут проделать этот путь и пешком, но протяженность его – километр. Ущелье Сик – это огромный развал в нубийском песчанике, который представляет собой узкий проход между свисающими скалами, которые практически смыкаются на высоте почти 90 метров.

Если верить древней легенде, это ущелье образовалось в результате удара посоха Моисея, а так как посох был кривым, то и дорожка в высоких скалах очень замысловато изогнута. Стены ущелья незначительно поросли растительностью, кое-где сохранили магические барельефы, а также колеи, проделанные для старинных водопроводных труб, составляют по-настоящему незабываемое зрелище, которое впечатляет не меньше, чем сам каменный город.

Эффектно изгибаясь в конце пути, ущелье открывает взору необыкновенное сказочное творение – самый живописный из дворцов – Эль-Хазне (Казна). Этот памятник древности выполнен в цельной скале, а его размеры – 42 м в длину и 30 м в ширину.

Двигаясь далее, туристы минуют множество строений: мелких и крупных жилых построек, царских гробниц, величественных храмов, праздничных залов и усыпальниц, водных резервуаров и каналов, бань и уходящих вверх лестниц, также высеченных в розовых скалах. Здесь прекрасно сохранились культовые сооружения, арки, торговые лавки, общественные здания и мощеные улицы. Также по пути встречается огромный Уримский амфитеатр на 3 тысячи мест, выполненный все из того же камня.

А высоко в горах расположены «Высоты» — священное место поклонения богам, откуда открывается великолепный вид всего города. Отсюда прекрасно видны амфитеатр, римские колоннады, византийская церковь, главный храм набатейцев – Казр аль-Бинт, мавзолей Аарона, а также монастырь, к которому ведут 800 ступенек, пережившие разные времена и необыкновенно романтичные, так как окружены кустами цветущих рододендронов.

Чтобы посетить Петру, нужно приобрести билет, который может включать экскурсию на 1, 2 или даже 3 дня, потому как здесь около 800 мест, которые стоило бы посетить. К самым интересным объектам относятся: дворец Эль-Хазне, монастырь Ад-Дейр, «Джиновы глыбы» (Сахридж), Площадь фасадов, «Обелисковая гробница», Джебель Аль-Мадбах и — «Гора жертвоприношений» (священные горы), Мугар Ан-Насара (пещеры христиан), «Царские гробницы», «Дворец дочери фараона», «Усыпальница легионеров» и многие другие.

Город Петра располагает двумя археологическими музеями (старым и новым), в которых собраны отменные коллекции, здесь также множество памятников, которые основаны на библейских хрониках, таких как Долина Моисея (долина Вади Мусса), гора Аарона (гора Джебель-Гарун, где по преданию умер первосвященник Аарон), Источник Моисея (источник Айн Мусса) и другие.

Интересно, что славится Петра не только собственными достопримечательностями, неподалеку от нее находятся возникшие в VII веке до н.э. древние поселения, а также руины построек, созданных библейской нацией эдомитов и другие.

Другой несомненной ценностью здешней земли является несметное количество замков периода крестоносцев, которые обильно разбросаны по всей стране.

Конечно же, основная особенность и привлекательная отличительная черта Петры – это ее уникальное месторасположение в самом центре пустыни и материал, из которого город создан. В разное время суток этот расположенный в горах город окрашивается в разные цвета: его можно увидеть нежно-розовым и темно-красным, пурпурным и даже оранжевым.

Сказочный город Петра – это и сейчас часть владений бедуинов, которые на своих вьючных животных (лошадях и верблюдах) встречают посетителей и обещают сделать посещение розового города Петра поистине незабываемым.

Город Петра в 2007 году был назван одним из семи новых «чудес света», он также является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник:
Город Петра в Иордании
Петра – это поистине уникальный памятник истории и всей цивилизации. Сейчас у историков нет единого мнения, чем является Петра – древней столицей, городом-крепостью или погостом древнейшей цивилизации набатейцев. Сказочный город Петра – это и сейчас часть владений бедуинов, которые на своих вьючных животных (лошадях и верблюдах) встречают посетителей и обещают сделать посещение розового города Петра поистине незабываемым…
http://www.inflora.ru/tourism/tourism148.html

Город петра в иордании

Пе?тра (араб. ??????? ? —аль-Батра?, др.-греч. ????? ) — древний город, столица Идумеи (Эдома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Rqm (Ракму). Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик ( англ. ) .

Проход в долину — через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. Неподалёку от Петры расположены скальный храм Ад-Дэйр и могила Аарона.

Петра располагался на перекрёстке двух важнейших торговых путей: один соединял Красное море с Дамаском, другой — Персидский залив с Газой у побережья Средиземного моря. Отправлявшимся от Персидского залива караванам, навьюченным драгоценными пряностями, неделями приходилось мужественно переносить суровые условия Аравийской пустыни, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в долгожданную Петру. Там путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду. Другим крупным центром набатеев была Хегра.

Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (XVIII—II века до н. э.), набатеи (II век до н. э. — 106 год н. э.), римляне (106—395 годы н. э.), византийцы и арабы. В XII веке н. э. ими владели крестоносцы.

Первым из европейцев нового времени Петру увидел и описал путешествовавший инкогнито швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт. Рядом с античным театром здесь можно увидеть здание эпохи идумеян или набатеев. Памятников же, сооружённых после VI века н. э. практически нет, ибо в ту эпоху город уже потерял своё значение. В конце XX века Петра стала самой популярной в Иордании достопримечательностью. В 2007 году избрана одним из новых семи «чудес света».

В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которой свидетельствуют о её славном прошлом. Когда туристы проходят по прохладному каньону Сик длиной в километр, за поворотом им открывается Эль-Хазне — величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название храма (в переводе с арабского «сокровищница»). Каньон постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза, — это выдолбленные в скалах склепы. Колоннада и амфитеатр свидетельствуют о присутствии римлян в городе в первом и втором веках.

Бедуины предлагают уставшим туристам проехаться на верблюде, продают сувениры и поят свои стада коз у городских источников, воды которых утоляют жажду людей и животных.

Научившись мастерски собирать воду, жители Петры также овладели искусством работы с камнем. Само название «Петра», что означает «камень» в переводе с греческого (греч. ????? ). И Петра, действительно, была городом из камня, подобного ей в Римской империи не было. Набатеи, построившие город, с терпением высекали дома, склепы и храмы из каменных глыб. Петра уютно расположилась среди красных песчаников, которые отлично подходят для строительства, и к первому веку нашей эры в сердце пустыни вырос монументальный город. С помощью терракотовых труб архитекторы Петры создали сложную систему водоснабжения и, несмотря на засушливый климат, жители города никогда не нуждались в воде. По всему городу было расположено около 200 резервуаров, собиравших и хранивших дождевую воду. Помимо связи резервуаров, терракотовые трубы собирали воду изо всех источников в радиусе 25 километров.

Строительство знаменитого храма-мавзолея Эль-Хазне архитекторы спланировали в бывшем русле реки. Для возведения данного сооружения было изменено русло реки, грандиозный для того времени проект. В скале был прорублен туннель, отводящий поток воды и построена серия плотин.

Знаменитый скальный храм-мавзолей, «Сокровищница фараона», как называют её арабы. Точное назначение сооружения до конца не выяснено. Есть предположение, что первоначально это был храм богини Исиды. Во всяком случае, многие черты памятника говорят о том, что его могли построить мастера, знакомые с приёмами зодчества Александрии Египетской.

Эль-Хазне буквально означает «хранилище» от хазана — запасать, хранить. Русское слово «казна» восходит к тому же арабскому слову, но непосредственно было заимствовано в XII—XIV веках у тюрков.

Мавзолей Эль-Хазне — пример величайшего мастерства древних архитекторов и камнерезов. Ответов на то, с помощью каких приёмов они высекали фасад, на основании каких расчётов и предварительных проектов — нет, можно строить лишь предположения.

Огромная поверхность скалы была стёсана. Но для этого следовало соорудить строительные леса, а деревьев в этой местности почти нет. При отсутствии лесов можно было, не стёсывая сразу всю поверхность, воспользоваться неровностями скалы и идти по ней, как по ступеням. В этом случае и каменотёс, и резчик начинали с самого верха, вырубая первую ступень, а затем спускались все ниже и ниже. Ведь одно дело размечать будущую постройку и вырубать её, стоя на строительных лесах, и совсем другое — делать то же самое, повиснув над пропастью.

Территория Петры занимает большую площадь. От центра, где хорошо сохранились руины многочисленных зданий, уже не скальных, а выстроенных традиционным способом, из камня, она простирается на несколько километров.

Главная улица, протянувшаяся с востока на запад через весь город, была проложена во времена римского владычества. По обеим её сторонам тянется величественная колоннада. Западный конец улицы упирался в большой храм, а восточный заканчивался трёхпролетной триумфальной аркой.

Ад-Дейр, вырубленный в скале на вершине утёса монастырь — огромное здание шириной около 50 м и высотой более 45 м. Судя по вырезанным на стенах крестам, храм какое-то время служил христианской церковью.

Позже, после того, как исследователи раскопали пространство под монастырём, они обнаружили усыпальницу одного из набатейских царей.

Герман Вейс в своей книге «История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы» упоминает об архитектурном стиле, характерном для Петры (в тексте — «Петреи»):

В эпоху упадка римское зодчество отказалось от всех законов архитектоники и, подчиняясь моде на безвкусное великолепие, стало создавать здания, которые казались выполненными из мягкого материала, а не построенными из твёрдого камня. Примером такой архитектурной безвкусицы могут служить гробничные фасады Петреи.

Ежегодно уровень дождевых осадков в Петре составляет лишь около 15 сантиметров. Чтобы сохранить воду, местные жители вырубали каналы и водоёмы прямо в скалах.

Природная и архитектурная уникальность Петры не раз привлекала кинематографистов. Здесь снимались такие фильмы, как:

Петра была воспроизведена и в нескольких компьютерных играх:

Говард Лавкрафт упоминает Петру в романе «Хребты безумия», в частности сравнивая высеченный в скале затерянного древнего мегаполиса памятник со «знаменитым Змеиным надгробием в древней долине Петры».

В 1955 году была написана одна из популярнейших в Израиле того времени песен — «Красная скала». Основой для её создания стал предпринятый в 1953 году Меиром Хар-Ционом нелегальный поход в Петру, который положил начало опасной традиции среди военнослужащих ЦАХАЛа и бригады Цанханим совершать подобные вылазки [1] . В 1958 году песня была запрещена к трансляции и исполнению в Израиле, так как «будоражила воображение» отчаянных израильских солдат [2] . Всего в вылазках к Красной скале погибло 12 израильтян [3] .

Источник:
Город петра в иордании
Пе?тра (араб. ??????? ? — аль-Батра? , др.-греч. ????? ) — древний город, столица Идумеи (Эдома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Rqm (Ракму).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Город Петра в Иордании

Сегодня морозно. В Москве зима не такая, как на моем родном севере. Здесь даже самый маленький мороз щиплет щеки и коленки. Вот так, прячась от мороза в теплое шерстяное пальто до пят, я вспоминаю о недавно проведенном отпуске в Иордании.

Иордания очень приятная страна. Она разительно отличается от таких арабских стран, как Египет и Турция. Высокий уровень культуры и религии в этой молодой стране накладывает отпечаток на уважительное отношение к гостям и к женщинам в частности.

В ноябре этого года я посетила Иорданию второй раз. Тепло, спокойно, комфортно, интересно. И самое главное: я второй раз увидела в Иордании потрясающий город Петра.

Конечно, я много читала об этом чуде света, особенно после того, когда побывала там впервые. Дворцы и гробницы, высеченные в розовых скалах, производят невероятное впечатление. И вот я снова вернулась сюда. Без экскурсовода. Только я и Петра.

Не торопясь прошлась по ущелью, ведущему к городу. А в моем воображении тем временем всплывали картинки жизни Петры, описанные в журнале: тайная тропа между скалами, которая не позволяла подкрасться к городу незаметно, богатые дворцы, сады с изобилием фруктов, настоящий водопровод. Когда-то Петра была богатейшим городом на перекрестке двух торговых путей.

Я до сих пор придерживаюсь мнения: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Источник:
Город Петра в Иордании
самое главное: я второй раз увидела в Иордании потрясающий город Петра.
http://annyfoto.com/moi-albomi/journey/gorod-petra-v-iordanii

Город Петра в Иордании

Город Петра в Иордании находится в сердце пустыни. Это место является наследием древнейшей культуры. Построенный более двух тысяч лет назад, он представляет огромную ценность для почитателей древней архитектуры и искусства.

«Этот розово-красный город, вполовину вечности древе» — строчки эти принадлежат Дж. У. Бэргону, английскому поэту XIX века. Увы, описание Петры, данное автором этих слов не совсем соответствует действительности, что признал и сам автор, когда несколько лет спустя посетил Петру: не розово-красный, да и не совсем город. Огненные стены Петры скорее являются частью гигантского некрополя, чем местом, предназначенным для жизни людей.

Петра — иорданский город, расположенный в 262 км к югу от Аммана. Он находится в двух часах езды от Акабы. Особенность города составляет его удивительное местоположение в самом «сердце» пустыни. Он расположен в горах и тянется вдоль долины реки Вади Араба, от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море.

Петра до сих пор является пристанищем бедуинов. На своих лошадях и верблюдах они сопровождают посетителей в путешествии по древнему городу.

Для того чтобы добраться до города, туристы идут пешком или едут на повозках с лошадьми через «Сик» — внушительный разлом в Нубийском песчанике. Это извилистый излом, длиной в один километр, среди нависающих отвесных скал. Последний поворот — и из мрака возникает величественная Петра и первый на пути монумент Эль Казнех — Сокровищница, вырезанная из скал. За Эль Казнех возникают высеченные из скал и построенные здания, будто парящие храмы, римский театр на 3000 человек, небольшие дома, усыпальницы, каналы и резервуары, бани, рынки, арочные ворота, улочки.

В 15 минутах езды от Петры находятся найденные археологами деревни, основанные 8000 лет назад в каменном веке. Здесь можно погулять по древним улицам, среди остатков поселений библейского Эдомита или исследовать развалины крепости римских легионеров в Удру.

Бедуины лет 50 назад искренне верили, что Петра была построена древнеегипетскими фараонами. Сегодня мы знаем, что египтяне не имели к строительству этого фантастического города никакого отношения. Это сделал другой, не менее таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот — набатеи.

История Петры насчитывает как минимум 4000 лет. Ещё до Исхода эти места отошли государству эдомитов, остатки поселения которых были найдены на одной из самых высоких и недоступных гор — Джебель Умм Аль-Бияра, расположенной в самом центре Петры. Впоследствии эти места были заселены набатеями — древним арабским племенем, владения которого простирались от Синайского полуострова до нынешней Южной Сирии. То, что открывается взору путешественников сегодня, и есть древняя столица Набатейского царства.

О набатеях сегодня известно немного. Сами они не оставили о себе никаких письменных свидетельств. Все, что мы знаем о них — это истории, рассказанные заезжими путешественниками многие сотни лет назад, или скудные данные археологических раскопок. Кстати, сегодня в Петре подробно исследовано около пятнадцати процентов территории. Так что неизвестно, какие еще открытия ждут нас в будущем. Хотя вряд ли эти раскопки прольют свет, скажем, на происхождение набатеев. Одни считают их простыми кочевниками, осевшими в этом удобном месте (с давних пор здесь проходили главные караванные маршруты, соединявшие Европу, Азию и Африку). Другие не соглашаются с этим, указывая на слишком уж обширные познания набатеев в области земледелия и орошения, что совершенно не свойственно кочевникам.

Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.

Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений — монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.

Географическое положение Царства набатеев было настолько удачным, что их независимость была лишь вопросом времени. На карте красной чертой обведена его примерная территория. Краеугольным камнем процветания этой земли была посредническая торговля между странами из дальней Азии — Китаем, Индией, Индокитаем и набирающей силу сверхдержавой запада — Римской Республикой (позднее — Империей). Этот путь товаров был таков: морским путем до порта Аила в Красном море, откуда до столицы Набатейского царства Петры. Эта дорога была очевидно наиболее интересной для торговцев, так как они платили таможенный сбор только один раз — набатеям в Петре, перегружали товар в Газе (Gaza) или Риноколуре (Rhinocolura) на берегу Средиземного моря и доставляли его далее по всему западному миру. Набатеи брали portarium в размере 25%. И это было по-божески. Царство процветало, купаясь в роскоши.

Но растущая политическая и экономическая сила набатеев стала беспокоить Рим. И после смерти последнего набатейского царя Раббела II в 106 году н.э. римляне полностью утвердились в набатейском государстве, назвав его Аравийской Петреей. Петра, однако, сохранила относительную автономию, получив статус метрополиса.

Шли годы, проходили века, менялся мир. Вдоль побережья Аравийского Полуострова набирала силу морская торговля, В Сирии расцвел новый мощный коммерческий центр — Пальмира. Старые торговые пути были смещены, и неожиданно Петра оказалась не у дел. Коммерция становилась для набатеев все менее прибыльной, их столица хирела И вот в IV веке н.э. город покинули его жители. Историки и археологи не могут назвать конкретную причину этого исхода. Археологи почти не находят при раскопках в Петре материальных ценностей И Монет, и это говорит о том, что набатеи покидали свою столицу неспешно и организованно. Больше об этом ничего не известно.

С этого момента цветущая прежде Петра оказалась «городом мертвых», затерянным в песках.

Город розовых скал стал известен современной цивилизации лишь в 1812 году, когда один неугомонный швейцарец, которому не было дела до прожектов Наполеона в Европе, отправился специально в палестинские края, чтобы посмотреть, что там находится.

Существуют две различные версии открытия этого удивительного творения. По одной, Иоганн Людвиг Буркхардт, как звали швейцарца, никакой Петры вовсе не искал, а искал он могилу пророка Аарона, которая находится на горе как раз на территории нынешней Иордании.

Он отправился вместе с караваном от Дамаска до Каира. В конце августа 1812 г. путешественник оказался недалеко от предполагаемого места расположения Петры. Поскольку он прекрасно говорил по-арабски, был одет, как кочевник, ему не составило особого труда упросить местных арабов отвести его на могилу пророка Аарона, погребенного, по преданию, на вершине одной из гор. Бедуины повели его в горы. Издали скалы казались совершенно непреодолимыми, но при подходе к ним в одной из скал внезапно обнаружился узкий проход в глубокое ущелье — Сик. После двадцатиминутной прогулки по дну извилистого каньона взору изумленного швейцарца открылись грандиозные развалины мертвого города, в которых он опознал Петру — потерянную столицу набатеев. Буркхардт оказался первым европейцем за последние шестьсот лет, который увидел это чудо света.

Он сделал массу рисунков, находясь в городе, и, приехав в Европу, открыл первую рекламную кампанию в честь Петры. По другой версии, Буркхардт слышал ранее о существовании этого странного, таинственного города в скалах. Но он знал также, что местные жители не то что бы неохотно допускают туда чужеземцев, но просто прячут город от глаз посторонних. Поэтому Буркхардт якобы придумал такую версию, что ему очень хочется попасть на гору, зная, что кратчайший путь к горе лежит как раз через Петру.

К городу ведет «тайный путь» — ущелье Сик. Проход через Сик, который мы совершили рано утром, стал для нашей туристической группы одним из самых сильных переживаний. Узкий, не более пяти метров шириной, извилистый, длиной около полутора километров проход с двух сторон закрывают отвесные скалы песчаника, удивительных розовых оттенков, подсвеченные утренними лучами Солнца, достигающие 90 метров в высоту. Стены Сика испещрены письменами — здесь можно увидеть надписи на всех Древних языках Старого Света. Их оставляли купцы, посещавшие Петру в пору ее расцвета.

Снизу видна лишь узенькая полоска неба. Гид не предвосхищает событий, держа в тайне момент появления Петры.

И в конце ущелья мы оказываемся захваченными небывалым зрелищем – взору открывается главный памятник Петры, Казнат эль Фарун –«Сокровищница Фараона». Это один из ярчайших примеров набатейского искусства резьбы по камню. Богато украшенный резными изображениями, сорокаметровый фасад увенчан огромной урной — древним символом богатства.

Несмотря на два крупных землетрясения, случившихся в Петре еще в древности, многое из созданного набатеями сохранилось. Взору современных туристов Петры предстает зрелище небывалой красоты. Кажется, что резные фасады, будто оживающие прямо в скалах, отражают архитектурные стили всех соседей Набатейского царства, и в то же время они неповторимы. Глядя на монументы, скульптуры, колонны, арки и амфитеатр, также вытесанный из цельной скалы, в котором помещалось до 3 тыс.человек все больше начинаешь верить в колдовские чары, создавшие этот город.

Набатейское царство просуществовало много веков, в течение которых его столица, Петра, приобрела широкую известность как центр высокоразвитой культуры, архитектурный шедевр и в целом гениальное сооружение. В конце концов, царство набатеев было завоевано римским императором Трояном. В 106 году н. э. Петра вошла в состав Римской империи. Она приобрела форум, термы, театр и все другие составные римской цивилизации. С ростом Пальмиры изменились и торговые пути, и Петра снова была забыта. В течение долгих столетий она была известна только местным племенам, а им было вовсе не трудно держать от нее на расстоянии любопытных чужеземцев.

Во времена господства арабов и крестовых походов город уже был мертв. И лишь поиски сокровищ, которые должны были быть спрятаны где-то здесь, продолжали манить сюда самых разных авантюристов. С той поры на главном символе Петры — Казне остались многочисленные следы от пуль. Бедуины считали, что если попасть в нужное место, то на них прольется золотой дождь. Увы, он не пролился, хотя кто знает, может быть, они просто стреляли не туда, куда надо. Вполне возможно, что фантастические набатейские сокровища еще лежат где-то в этих розовых руинах. Ведь никто никогда не видел, чтобы из города вывозили ценности.

Раньше думали, что Петра была когда-то городом, но теперь известно, что это был скорее некрополь, вырубленный в скалах на высоте 900 метров над уровнем моря. Некоторые гробницы представляют собой классические образцы искусной детальной работы, другие отличаются типичными набатейскими декоративными.

Город был потерян историей в течение многих веков и обнаружен лишь в XIX веке. Предания о затерянном среди скал и песков древнем набатейском городе будоражили сознание европейских ученых и путешественников еще со времен крестоносцев. Эти земли в Средние века контролировали свирепые бедуинские племена, а потому их недоступность еще больше подогревала воображение. Отдаляясь во времени, Петра все больше и больше обретала призрачные черты Эльдорадо, мифического рая.

На осмотр Петры уйдет много времени: здесь около 800 достойных посещения объектов.

Сокровищница, или эль-Хазне — памятник, наверное, самый знаменитый в Петре, хотя его стиль скорее можно назвать классическим, чем набатейским. В урне, венчающей верхнюю часть фасада, по всей вероятности, когда-то раньше хранились сокровища фараона. Очень многие прежние посетители старались лишить этот сосуд предположительно хранившихся в нем богатств. За этой сокровищницей открывается сама долина и целый ряд скальных гробниц из песчаника. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они осыпались до неузнаваемости.

Территория Петры до сих пор не полностью изучена учеными. Не исключено, что в ближайшем будущем миру будут представлены настоящие сенсации. Пока же сведения собираются по крупинкам, шаг за шагом делая все более понятной историю города и его некрополя.

В настоящее время Петра находится под охраной ЮНЕСКО.

Сегодня основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или иной ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая товары из золота, серебра, драгоценных камней.

В городе то тут, то там откапывают небольшие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно купить украшения — браслеты, ожерелья — со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ.

Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.

Неподалеку имеется полукруглый театр, вмещавший до 3000 человек. На хребте над ним – прямоугольный двор с каменным алтарем. На западном краю ущелья-вади помещаются т.н. «обелиск», «урна», «коринфская» и «трехэтажная» гробницы. Посреди долины – там, где находилась большая часть города набатейской эпохи, – сохранился лишь один храм, представляющий собой обширное квадратное здание с массивными каменными стенами и относящийся, по-видимому, к римской эпохе. На плато немного восточнее расположен храм эль-Дейр, как и эль-Хазнех, целиком вырубленный в скале, но вдвое превышающий его по высоте. По другую сторону Вади-эс-Сийяф возвышается гигантский скальный массив Умм-эль-Бийяра; возможно, именно он фигурирует в Библии под названием «Села». В надписях из Петры в качестве набатейских божеств упомянуты бог Душара (Дусар) и богиня аль-Уцца.

Город занимает защищенную скалами долину, лежащую на высоте 850 м над у.м., на горном массиве к востоку от Вади-эль-Араба, высшей точкой которого является гора Джебел-Харун. С востока в долину ведет русло Вади-эль-Муса, пролегающее через ущелье эс-Сик, а затем через Вади-эс-Сийяф и впадающее на востоке в Вади-эль-Араба.

Сохранившиеся до наших дней сооружения Петры включают вырубленные в скалах храмы, жилища, гробницы, водохранилища, акведуки и алтари. Если приближаться к городу по теснине эс-Сик, первым открывающимся взору крупным памятником оказывается эль-Хазнех – находящийся в цельной скале храм с двухъярусным фасадом высотой ок. 20 м.

Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все попытки, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако учёный предположил, что их давно разграбили. Той же версии придерживается и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.

Источник:
Город Петра в Иордании
Вы наверное уже все знакомы с этим величественным сооружением древности. Пусть не «лично», но в интернете многое смотрели и читали. Давайте освежим свою память самыми эффектными видами эт
http://animalworld.com.ua/news/Gorod-Petra-v-Iordanii

COMMENTS